Цели наблюдения за выборами
Наблюдение за выборами – это мониторинг выборов наблюдателями государственного или международного уровня, имеющими полномочия на такую деятельность.
Соблюдение справедливости и законности в процессе выборов является главной целью наблюдателей. Нахождение наблюдателей на избирательных участках также обеспечивает соблюдение общепринятых международных стандартов и защиту политических и гражданских прав человека. Самое главное право наблюдателей – объявление выборов нелегитимными.
Контроль над процессом проведения выборов – это важнейший элемент общественного контроля во всем избирательном процессе. В связи с этим Федеральным законом от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» достаточно широко очерчен круг субъектов, имеющих право осуществлять такое наблюдение. Соответствующие положения данного Федерального закона «Об основных гарантиях…» и наличие других законодательных актов тщательно регулируют осуществление наблюдения за работой участковых избирательных комиссий и в целом за организацией и проведением избирательной кампании.
Субъекты, обладающие правом контроля над избирательным процессом
Функция наблюдателей в процессе избирательной кампании - самый важный элемент общественного контроля, который регулируются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав». Федеральным законом ограничивается круг субъектов, которые могут осуществлять наблюдение на избирательных участках.
В процессе избирательной кампании обязательными участниками являются члены участковой избирательной комиссии, а также вышестоящие члены избирательной комиссии и должностные лица этих аппаратов, допустимо общественное наблюдение – народные представители избираемых политических сил (кандидатов), представители средств массовой информации.
В полномочия наблюдателей входит не только мониторинг избирательной кампании, а и присутствие на всех заседаниях, определенных участковыми избирательными комиссиями, а также наблюдение за работой со списками избирателей, открепительными удостоверениями и избирательными бюллетенями.
Для обеспечения легитимности и признания действительности выборов на международном уровне на выборы допускаются международные наблюдатели. Самой влиятельной международной организацией, которая осуществляет контроль над легитимностью выборов, является департамент электорального мониторинга ООН.
Существуют и другие международные организации, имеющие полномочия наблюдателей:
- Африканский союз;
- Европейский Союз;
- Конгресс местных и региональных властей Совета Европы;
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Задачи общественного наблюдения в избирательном процессе
Наблюдатели должны проконтролировать важнейшие действия избирательных комиссий (территориальных и участковых):
- определение помещения для проведения выборов и их оборудование;
- передача избирательных бюллетеней;
- контроль наличия на участках прозрачных ящиков для голосования (на каждом участке не более трех);
- оценивание общей ситуации на избирательных участках.
Наблюдателей назначают на президентских выборах кандидаты и их доверенные лица, на выборах политических партий уполномоченные представители политических сил. Наблюдатель начинает свою функцию с явки на закрепленный за ним участок, при себе он должен иметь направление и документы, удостоверяющие личность, пройти регистрацию у председателя в реестре.
Наблюдатели обязаны проконтролировать наличие доступной информации для избирателей:
- информация обо всех участниках голосования;
- увеличенная копия итогового протокола с номером и адресом избирательного участка, названия политических сил (фамилии имя отчество кандидатов) в том же порядке, что и в избирательном бюллетене.
Требовать внесения других данных в протокол неправомерно. Наблюдатель обязан занять место в специально отведенной для наблюдения зоне. Избирательная комиссия не обязана обеспечивать наблюдателя питанием, канцелярией, мебелью и пр.
Наблюдатель должен в течение избирательного процесса следить за соблюдением следующих правил:
- каждому избирателю должен выдаваться только один бюллетень (в случае отсутствия совмещенных выборов);
- в кабину для голосования избиратель может входить только один избиратель;
- только по просьбе избирателя к нему может зайти другой избиратель, который не является участником избирательного процесса;
- разъяснять правила заполнения бюллетеней имеет право только члены избирательной комиссии.
Стоит учесть и роль самого избирателя в общественном наблюдении над избирательным процессом. Каждый избиратель, который первым придет на избирательный участок имеет право присутствовать при установке пустых ящиков для голосования, обладает правом присутствовать при опечатывании ящиков (избирательных урн), при объявлении количества полученных на определенный участок избирательных бюллетеней и открепительных заявлений. Каждый избиратель обладает наблюдательным правом в процессе своего голосования, предъявить замечания по поводу замеченных им нарушениях избирательного закона к участковой избирательной комиссии.
На сегодняшний день существует возможность интернет наблюдения за избирательным процессом, то есть интернет трансляции за любым интересующим избирательным участком, для этого следует заранее за три дня до голосования зарегистрироваться на сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, указать интересующие избирательные участки.
Наблюдатель не имеет право нарушать закон: мешать работе избирательной комиссии, нарушать порядок на участке, проводить агитационные действия, работать с избирательными бюллетенями и другими документами избирательной комиссии, входить в кабину к избирателям.
В случае нарушения законодательства наблюдателем, он удаляется с избирательного участка. В этом случае комиссия должна документально заверить свое решение об удалении наблюдателя и последнему предоставить копию этого решения.
В случае нарушения закона членом комиссии он отстраняется от работы в комиссии, при этом сохраняет за собой право решающего и совещательного голоса.
Нарушения правил членом комиссии можно фиксировать на камеру. Наблюдатель не имеет право снимать крупным планом лица избирателей и других наблюдателей или членов комиссии без их согласия. Распространение зафиксированной информации при некоторых обстоятельствах может рассматриваться, как нарушение права на конфиденциальность персональных данных.