Понятие мягкого права
«Мягкое право» (от английского «softlaw») является новой формой отношений, которая в отличие от главнейшего присущего праву признака - «общеобязательности», обладает лишь «внешней формой выражения», то есть «формальной определенностью» в виде концепта и т.п.
Оно делает отсылку к инструментариям, которые не обладают обязательной юридической силой либо обязательная сила которых отчасти " более слабая", чем обязательная сила традиционного права. Оно часто считается противопоставление тому, что подразумевают под жёстким правом «hardlaw».
К примеру, в Европейских исследованиях мягкое право формулируется как право, что претендует на охват и применение регулирующих систем, наиболее эффективных и наименее репрессивных, чем обычнейшее, «жёсткое право». Традиционным образом терминология "мягкое право" связывается с международным правом, хоть и совсем недавно начала использоваться в применении к ветвям внутреннего права, а также к сфере корпоративного управления. «Мягкое право» может быть рассмотрено в образе средства, создающего контекст и оттачивающего формулировки, с опорой на которые в последующем может формироваться обычное, «жёсткое право».
Мягкое право включает различные юридически не обязывающие соглашения, к примеру, Решения Священного правительствующего Синода и Коммюнике о намерениях по итогам встреч, а не декларации о независимости, руководствующие принципы по международному праву и т.д.
Общая характеристика мягкого права
Мягкое право является общностью руководств и правил, юридическая сила которых установлена на ступени "обсуждения". В международном праве оно образовалось начиная с 1970-х годов в форме одной из альтернатив международным договорам, применяемой в случаях, когда, по разным причинам стороны не хотят либо не имеют возможности сойтись на едином решении, или к подписанию международного договора. В соглашениях этого рода не формируют юридических обязательств меж договаривающимися сторонами, в соответствии с принципом договоры обязаны соблюдаться, но лишь закрепляются политические обязательства, соблюдение которых передано на усмотрение сторон.
Следующий правовой инструмент, применяемый в международном праве, - рекомендации, выдаваемые международными организациями, при помощи которых их получатель получает инструкции для регламентации своих действий, которые необходимо или желательно принять с целью достижения конкретных результатов, считающимися желательными. Вместе с этим за несоблюдение данных рекомендаций не последуют никакие санкции. Пример образуют рекомендации, которые выдаются Европейским Союзом.
Даже нормы «жесткого права», а именно законы, подзаконные акты и стандарты могут привести к порождению «мягкого права», если с их помощью существует необходимость навязывания получателю необязательных в юридическом смысле требований. Применение этих правил может возникнуть в силу необходимости либо желания формирования гибкой правовой базы, которая способна адаптироваться к быстрому развитию в конкретных областях социальной или экономической жизни.
В связи с отсутствием обязательности требований и положений «мягкого права» обеспечение их соблюдения может выстроиться, к примеру, на базе авторитета и убедительности субъектных источников этого права, его воспроизводителей.
В контекстах международного права в сферу "мягкого права" входят:
- Большая часть Резолюций и Деклараций ООН, к примеру, «Всеобщую декларацию прав человека»;
- Такие правовые элементы как принципы, заявления, своды и кодексы поведения, кодексы практики и т.п.; часто обнаруживается как элемент рамочных договоров;
- Программы / планы действий (к примеру, Программа действий "Повестка дня на 21 века" (от англ. «Agenda 21»), которая была принята ООН);
- Иные недоговорные обязательства.
Целое множество документов, среди которых различные резолюции ООН, неоднократно применяются для описания содержаний обязательного, «жёсткого» международного права.
С целью необходимости урегулирования отношений меж разными субъектами в границах существующих и появляющихся рыночных секторов и для формирования конкретных систем правил, ориентиров и норм, которые позволяют субъектам избегать разбирательств в суде и другими путями способствовать эффективному и быстрому разрешению образующихся меж субъектами вопросов, применяют «Lex Mercatoria», - систему норм, которая возникла в своё время в результате развития международных отношений торговли. Данные системы квази-правового урегулирования, тоже представляются видами мягкого права.
Мягкое право в Европейском сообществе
Терминология "мягкое право" также часто применяется с целью описания разнообразных видов квази-юридических инструментов Европейского союза, таких как кодекс поведения, всяческие руководства, коммюнике и т. п.
В данной правовой области Европейского союза, инструменты мягкого права часто применяются для объяснения того, как Европейская комиссия намеревается применять собственные полномочия, власть, реализуя притом свои задачи в собственном кругу компетенции.
Статус мягкого права
В международном праве, термин "мягкого права" остался относительно противоречивым из-за того, что есть некоторые международные юристы-практики, которые не приняли его существование, а иные отмечают значительную путаницу по отношению к его статусу в правовой области. Но, для большей части юристов, которые практикуют в сфере международного права, развитие инструментов мягкого права - это позитивный элемент создания компромиссов, которые требуются для реализации каждодневной работы в международной системе права, в границах которой государства часто неохотно принимают на себя чрезмерно много обязательств, которые могли бы привести к национальным волнениям, ввиду большого объёма выделяемых средств и ресурсов в международных целях.