Миграционное законодательство в Италии является системой законов, которые были приняты со второй половины 20-го века по начало 21-го века в Итальянской республике по отношению к прибытию и пребыванию граждан с иностранным гражданством. Эти нормы действуют и в настоящий момент.
История иммиграции
До середины 20-го века государства Западной Европы не привлекли крупных потоков иммигрантов в отличие, к примеру, от Канады и США . Европа сама являлась поставщиком иммигрантов. Но после окончания Второй мировой войны ситуация в корне изменилась. Ко второй половине прошлого столетия западноевропейский регион превратился в крупный иммиграционный центр, что до настоящего момента рождает острейшие культурные, социально-экономические, иногда даже политического характера проблемы.
Процессы, похожие на общеевропейские, протекали и в Италии. За предшествующие четыре десятка лет, данная Республика претерпевала значимые изменения, обратившись из государства эмигрантов в объект иммиграционной активности.
С 1970 года по настоящий момент, количество граждан-иностранцев, имеющих постоянный вид на жительство в этой средиземноморской стране, выросло в несколько десятков раз.
Темпы роста до настоящего момента остаются чрезвычайно высокими.
В 2003 году, в соответствии с последним законодательным актом в сфере иммиграционной политики, легализацию обрели почти 700 000 рабочих, являющихся выходцами из неевропейских стран. Такие данные, при условии их добавления к тем пятистам тысяч иностранцев, что уже к тому моменту проживали на итальянском полуострове, можно считать рекордными. К началу 2010 года численность иностранных граждан, которые проживают в Италии, составила цифру свыше четырех миллионов человек. Это примерно 7 % от общей численности жителей Италии.
История законодательства
Иммиграционное законодательство Италии фактическим образом начало формироваться в середине 60-х годов двадцатого столетия. Именно тогда в Италии по аналогии с иными государствами Европы была учреждена система видов на жительство и разрешений на деятельность трудового характера, которые выдавались посредством системы министерства труда.
Процесс образования эффективного миграционного законодательства осложнялся такими факторами как:
- географическое положение и связанные с ним трудности по охране береговой линии;
- процветание теневой экономики, составляющей по некоторым оценкам от двадцати до тридцати процентов ВВП.
До 1980-х Италия не обладала никакой законодательной базой, которая была бы способна направлять усилия в сторону легализации присутствия иностранных граждан на территории государства. Единственным законом, регулирующим иммиграционную ситуацию, был закон, введённый в действие в 1981 году. С того года иностранцам потребовалось только зарегистрировать собственное присутствие в соответственных органах власти.
Фактическим образом, процессия формирования в Италии законодательной базы, которая бы на деле могла ограничивать и регламентировать поток иммигрантов, зародился в 1981 году с момента соединения Италии с конвенцией № 143 Международной организации труда, касающейся нелегальной миграции. Параллельным образом Министерством труда представлялся законопроект, касающийся вопросов иммиграции, который, по своей сути представлялся близнецом законодательства государств Северной Европы. Во множестве из-за того, что не учитывалась специфика региона, закон, который был принят в 1986 году, оказался абсолютно нежизнеспособным.
Одним выходом из сложившейся ситуации стала «амнистия», то есть легализация уже приехавших нелегалов в государстве.
Начиная со второй половины 80-х годов, программа ужесточения и укрепления визового режима окончательно получила оформление в «законе Мартелли», который вступил в силу в 1990 году. Главным назначением того закона явилось уменьшение миграционных потоков, устремившихся в страну. Сокращение потока иммигрантов могло достигаться посредством роста численности государств, гражданам которых было необходимо обрести визу для въезда в государство. Так же ужесточался режим выдачи разрешений для временного проживания.
Статистика показала, что численность выданных разрешений на пребывание сократилась с 649 тысяч в начале 1992 года до 589 тысяч по состоянию на 01.01.1993 года(данный период обрел название опыта легализации) При всех положительных моментах закон обладал существенными недостатками, в частности в нем:
- Не существовало проработанного механизма выдворения нелегалов;
- Не было уделено внимания интеграции иммигрантов в общество Италии.
Миграционная политика сейчас
Реализацией иммиграционной политики Италии в настоящий момент занимается Министерство внутренних дел, именно в его ведении располагаются вопросы, касающиеся выдачи разрешений на въезд, пребывание в государстве, разрешений на трудовую деятельность, рассмотрение заявлений по предоставлению гражданства, принятие решений, касаемо депортации. В ходе реализации собственных функций министерство активно взаимно действует с:
- консульствами и посольствами Италии за границей (касательно выдачи въездных виз);
- министерством труда (касательно выдачи разрешений на трудовую деятельность;
- министерством социального развития (по вопросам социальной защиты иммигрантов);
- центральной комиссией (по вопросам признания статуса беженцев).
Подчиняется министерству полиция, которая отвечает за вопросы, касающиеся въездного контроля, выдачи разрешений на пребывание, а так же депортации нелегальных иммигрантов.
Из 21 критерия по выдаче итальянской въездной визы лишь 5 могут быть иммиграционными, дающими право обращения за разрешением на постоянное пребывание и гражданство:
- соединение с семейством;
- усыновление иностранца, не достигшего совершеннолетия, лицом, которое уже имеет иммиграционный статус или гражданство Италии;
- наемный труд;
- трудовая деятельность индивидуального характера;
- избранное место жительства в Италии для обеспеченных граждан, которые имеют обширные пассивные источники доходов в их государстве проживания.