Понятие и признаки юрисдикции в международном праве
Категория «юрисдикция» очень часто используется в научной и учебной литературе посвященной изучению вопросов международно-правового регулирования. При этом один из наиболее острых и дискуссионных вопросов связан с непосредственным определением понятия соответствующей категории. Ситуация в этой части осложняется также тем, что в современном международном праве отсутствует легальная дефиниция понятия «юрисдикция», а в тех нормативных правовых актах, содержание которых связано с упоминанием юрисдикционных аспектов в наднациональном регулировании, сам рассматриваемый термин лишен конкретного содержания.
В качестве одного из примеров определения «юрисдикции» в международном праве может быть названа Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, в которой юрисдикция связывается с распространением суверенной государственной власти стран-участников соответствующей конвенции. Иными словами юрисдикция при таком подходе в первую очередь связывается с определением территориального верховенства суверенного государства.
При этом как было отмечено выше единство в определении понятия «юрисдикция» отсутствует и в рамках юридической науки. Так, анализ современной литературы, посвященной изучению международного права, позволяет делать вывод о выделении трех основных точек зрения на характеристику содержания «юрисдикции»:
- Сторонники первой точки зрения используют расширительное толкование определения юрисдикции, в связи с чем, в наиболее общем виде под юрисдикцией государства предлагается понимать законное право этого государства действовать;
- В соответствии со второй, более узкой точкой зрения, юрисдикция представляет собой определенные сферы, в рамках которых государство вправе осуществлять правовое регулирование определенного рода общественных отношений;
- Третья точка зрения, получившая наибольшее признание в современной литературе обосновывает тезис о том, что юрисдикция государства представляет собой такую область, в пределах которой государство считает возможным и допустимым ожидать, требовать и обеспечивать реализацию собственных правовых велений.
Значение третьей из предложенных точек зрения состоит также в том, что в рамках ее положений наиболее ярко демонстрируется взаимосвязь сферы действия права и сферы применении права. Иными словами, следует подчеркнуть то, что юрисдикция государства в собственном смысле слова подразумевает не только возможность разработки и установления правовых норм, но и реальную возможность обеспечения соблюдения, исполнение и реализации соответствующих юридических предписаний в пределах конкретного государства.
Виды юрисдикций в международном праве
В юридической литературе отмечается, что наилучшим образом характеристика объема и пределов действия государственной юрисдикции может быть проведена путем анализа различных видов соответствующей юрисдикции. Так, в соответствии с одной из предложенных в литературе точек зрения, справедливо говорить о выделении следующих видов юрисдикции государств:
- В зависимости от пространственного распространения действия: территориальная юрисдикция – ограниченная пределами установленных в соответствии с требованиями международного права государственных границ, и экстратерриториальная юрисдикция – выходящая за пределы соответствующих границ;
- Исходя их характеристики реализуемых полномочий: законодательная, исполнительная (или административная) и судебная юрисдикции;
- По объему юрисдикция может быть полной, в тех случаях когда ее реализация происходит в пределах территории государства и ограниченной, характерной, например, для деятельности государств в пределах специальной экономической зоны, континентального шельфа, и т.д.;
- В зависимости от объема действия права: предписывающая юрисдикция, судебная юрисдикция и юрисдикция принуждения.
Место юрисдикции в системе современного международно-правового регулирования
В современной, в том числе отечественной юридической литературе превалирует точка зрения о том, что юрисдикция, с точки зрения занимаемого в системе международно-правового регулирования места, может рассматриваться с двух основных позиций.
Во-первых, юрисдикция в настоящее время – это самостоятельная отрасль международного публичного права. Однако такая точка зрения не получила всеобщей поддержки и распространения, в том числе в связи с тем, что в ее рамках обосновывается также необходимость выделения процессуальных и материальных отраслей международного публичного права;
Во-вторы, юрисдикция – это субинститут международного публичного права. Такая позиция оформилась в связи с тем, что в настоящее время среди элементов системы международного права существует множество нормативно-правовых образований: институтов, норм, и т.д. регулирующих определенную группу однородных надгосударственных отношений. Однако в то же время существуют юридические образования как бы пронизывающие все или ряд отраслей международного публичного права, и выступающих, в этой связи, важнейшей составляющей целостной иерархичной системы международного права. Одним из таких сквозных субинститутов, выступает совокупность норм регламентирующих вопросы международно-правовой юрисдикции.
Рассматривая вопрос о месте юрисдикции в системе современного международно-правового регулирования необходимо также обратить внимание на факт того, что юридические предписания, направленные на установление и осуществление юрисдикции закреплены в самых разнообразных нормативно-правовых актах.
При этом в юридической литературе отмечается, что, в том числе, отсутствие единообразного правового регулирования отношений, связанных с юрисдикцией в международном публичном праве, не позволяет утверждать самостоятельность юрисдикции, как отрасли международного права.