Понятие хозяйственного права
Хозяйственное право является комплексной отраслью права, нормы которой урегулируют общественные правоотношения, которые возникают в процессии реализации предпринимательской деятельности. Данная отрасль образуется на гранях гражданского и налогового права.
Термин «хозяйственное право» находил применение в образе единого во времена существования СССР, в настоящее время наиболее часто эта отрасль правового регулирования, конкретно в Российской Федерации, называется Предпринимательским правом.
Хозяйственное право в мире
В 1920-50-х гг. в СССР были предприняты попытки создания Хозяйственного кодекса, который мог бы действовать наравне с Гражданским кодексом.
Такая направленность кодификации реализовалась в Украине, именно там, в 2003 году приняли, а так же вступил в силу Хозяйственный кодекс Украины с 1 января 2004 года.
Как отмечается в научных трудах, универсальное экономическое пространство вышло за грани государства, предприятий и их продукты в большей части утратили собственную национальность. Границы национального хозяйственного права оказались наиболее тесными для экономических процессов современного периода. Кроме это, множество современных правовых проблем в области экономического, транспортного, информационного и иного законодательства являются почти неразрешимыми в гранях независимых государств. Глобализация экономики повлекла международную кооперацию в области правового хозяйствования. Насколько расширено и углублено внешнеполитическое взаимное воздействие, настолько уменьшены регулятивные способности национального хозяйственного права. В связи с этим становится полностью логичной идея образования общемирового хозяйственного права.
Тенденция интернационализации в сфере хозяйственного оборота начинает воздействовать раньше, проявляется наиболее глубоко в хозяйственном праве, чем в иных областях сотрудничества. Пример этого - Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года, ступени унифицирования таможенного, инвестиционного закона в границах СНГ, укрепление права Европейского союза, которое базируется на принципах отсутствия таможенных и других барьеров ы торговле, свободе передвижения людей и занятия частной хозяйственной деятельностью. Этим образом, международное хозяйственное право включило региональные и общемировые системы хозяйственного права. При этом государства суверенного типа в сфере урегулирования оборота торговли проявили необыкновенную заинтересованность в воссоздании уникального права и не видят делегирование нормотворческих полномочий высшими государственным формированиям как притеснение национальной суверенности, так как это и является необходимым условием для эффективного хозяйствования.
Международное хозяйственное право занимается урегулированием отношений между внутренним и внешнем рынками. Его ядро образовывают нормы, которые направлены на предотвращение конфликтных ситуаций в области экономических процессов, а также правила выборности подлежащих к применению предписывающих норм.
Республика Беларусь считается суверенной при избирании хозяйствующей модели, является участником равноправного образа целого спектра международно-правовых отношений. С точки зрения «системности» национальное хозяйственное право республики Беларусь и источники международного права живут параллельно. К числу последних названных стоит относить:
- международные договоры, соглашения, различные конвенции и т.д.;
- торговые обычаи (Инкотермс);
- принципы и обычаи коммерческих взаимоотношений.
Если же Парламент ратифицирует международные хозяйственные договоры, они включаются в систему законодательства республики Беларусь, после чего обретает юридическую силу закона, более того, при проявлении коллизии имеет приоритетное право над национальным законом. Этим образом, международное хозяйственное право - совокупность нормативных предписаний, которые регулируют отношения, образовывающиеся в области внешнеэкономической деятельности, задающие правила отбора норм, которые подлежат к применению в определенных ситуациях при участии иностранного элемента.
В 1947 году в Гаване заключилось Генеральное соглашение по тарифу и торговле. Основной его принцип – содействие максимального уровня, что означает гарант торговых преимуществ каждому государству - участнику Соглашения, запрещение дискриминации товаров, производящихся в других странах по отношению к собственным товарам, отсутствие мер нетарифного урегулирования сферы торговли.
ГАТТ во времена Уругвайского раунда переговоров в 1994 году преобразовался в ВТО (Всемирную торговую организацию). В отличие от ГАТТ, ВТО наделена статусом правоспособности международной организации, располагающей контрольными механизмами обеспечения реализации заключенных соглашений. ВТО распространяет свое влияние так же и на сферу оказания услуг и интеллектуальную собственность, когда ГАТТ бала занята наиболее общей проблематикой таможни и торговли.
Правовая база ВТО включила более 56 договоренностей, соглашений и иных документов, которые являются в правовом соотношении одним и тем же «пакетом», заступающим в сферы торговли товарами, услугами и вопросами охраны торговли правами интеллектуальной собственности. Это значит, что страна, которая вступает в ВТО, должна принимать все без исключения договоренности.
Основные принципы и правила ВТО:
- Предоставление государствами-участниками режима наибольшего благоприятствования (РНБ) во взаимной торговле на не дискриминирующей базе.
- Реализация торгово-политического урегулирования торгового оборота в основном при помощи таможенных тарифов. Таможенный тариф, а не ограничения по количеству признан главным инструментом внешней торговой политики, защиты национальных рынков, промышленной сферы.
- Взаимодействующее представление национальных режимов товарам иностранного производства.
- Обязательства государств - участников ВТО в отказе от применения ограничений количества, здесь имеются в виду - лицензии, квоты, в торговом обороте, исключения составляют отдельные оговоренные случаи, к примеру, при цели обеспечения равновесия в платежном балансе.
- Гласность торговой политики, включая сюда открытую публикацию, представление в ВТО законодательства и свода правил, регулирующих деятельность в области внешней торговли.
- Право стран-участниц на создание таможенных союзов и зон свободной торговли.