Понятие либертарно-юридической теории права и государства
Либертарно-юридическая теория права и государства представляется концепцией понимания государства и права, разработанной академиком РАН В. С. Нерсесянцем в 70-90-х годах 20 века.
Она представляет собой самостоятельное направление в философии права России, которое конкурирует с другими вариантами понимания права, к примеру с позитивистской теорией права во всех её вариациях, естественно-правовой направленностью и иными.
Данная теория стала значимым явлением послесоветской науки о государстве и праве, но до настоящего момента не обрела широкой поддержки и использования в научных кругах. В настоящий момент либертарную теорию права совершенствуют последователи В. С. Нерсесянца:
- В. В. Лапаева;
- В. А. Четвернин;
- Е. А. Зорченко;
- Н. В. Варламова;
- В. С. Нерсесян.
Либертарная теория права в советский временной период противостояла марксистско-ленинскому учению о государстве и праве, обладавшему в те годы статусом единственно верного и научного, и являла собой новейший подход к пониманию права, основанный на концепте различения закона и права.
Часто либертарную теорию именуют идеологией, а также философским, метафизическим пониманием права и отказывают ей в статусе науке. Обычно подобные обвинения выдвигаются сторонниками господствующего позитивистского понимания государства и права.
Происхождение названия теории
В. С. Нерсесянц в нач. 90-х годов 20 века называл собственный подход к государству и праве либеральным. Позже, он стал именовать данное учение либертарной теорией. Но изменения в наименовании теории не были обусловлены каким-то изменением в ее концепции.
Данная концепция получила название «либертарной» (от лат. «libertas» — «свобода») потому, как право, в соответствии с данной трактовкой, включило в себя свободу индивидов. Понятие же «юридический» (от лат. «ius» — «право») в наименовании концепта обозначает «правовой» (а не «юриспруденческий», то есть не относимый только к специальной сфере юридической науки) и применено для обозначения отличия этой разновидности правопонимания, с одной стороны, от юснатурализма (от лат. «iusnaturale» — «естественное право»), с иной — от легизма (от лат. «lex» — «закон») как общего названия всех позитивистских правовых учений.
Либертарная теория права В. С. Нерсесянца обладает лишь аксиологическим родством с либертарианством 20-го века, прямо методологически и генетически не имеет связи с либертарианскими учениями 20 века. Более того, в своих фундаментальных трудах В. С. Нерсесянц не исследовал либертарианские правовые учения 20 века. В собственную очередь либертарная институциональная теория В. А. Четвернина обладает значительно большей связью с либертарианством втор. Пол. 20века, с его минархистским ответвлением.
Генезис либертарной теории, её развитие
В 60-х годах 20-го века В. С. Нерсесянц активным образом познавал философию права Г. В. Ф. Гегеля, неогегельянство и младогегельянство, а также критику К. Марксом взглядов Гегеля на право и государство. В 1973 году В. С. Нерсесянц первоначально опубликовал статью о необходимости различия закона и права с целью преодоления формально-догматического позитивистского правового подхода, объясняя правомерность этого различия цитатами трудов Ф. Энгельса и К. Маркса.
Нерсесянц полагал, что не в одних лишь в собственных работах раннего времени младогегельянского периода, но и в следующих произведениях Ф. Энгельс и К. Маркс отталкивались из различия закона и права. С переходом на материалистические позиции Ф. Энгельс и К. Маркс, применяя разграничение права, то есть правовых отношений, и закона, то есть законодательства, государственных нормативных установок, различных предписаний, подвергали мощной критике идеологию «юридического мировоззрения», идеалистические взгляды, в наше время широко распространенные, по вопросу о роли, характере, значении, целях и истоках законодательства.
После защиты докторской диссертации В. С. Нерсесянц начал активным образом разрабатывать проблематику различия закона и права.
В 1977 году В. С. Нерсесянц предложил основному советскому юридическому журналу «Советское государство и право» статью «Право и закон: их различие и соотношение». Статья получила отрицательные рецензии, и потому не была допущена к печати.
Ранее неизвестная идеология В. С. Нерсесянца обрела известность в советской юридической науке после того, как он выступил на круглом столе «О понимании советского права», который проводился журналом «Советское государство и право» в 1979 году и в двух номерах которого за этот же год опубликовали выступления всех участников. В собственном выступлении В. С. Нерсесянц подверг необычайной критике главенствующий в марксистско-ленинском учении подход к правопониманию (так называемый «узконормативный», который был введен в советскую науку А. Я. Вышинским в 1938 году), а также отразил сомнения в теоретической состоятельности так именуемого «широкого подхода» к праву, характеризуя отличия меж данными типами понимания права, как «непринципиальные».
В сравнении с неопубликованной статьей 1977 года В. С. Нерсесянц продвинулся дальше простого различия закона и права, но указывал на необходимость рассмотрения категории права сквозь категорию свободы.
Данная точка зрения на право существенным образом отличалась от принятой в советской науке с 1938 года, и резко контрастировала с большей частью научных мнений о праве.
Таким образом, уже в 1979 году В. С. Нерсесянц и его концепт резко и публично дистанцировались от магистральной линии советской теории права и государства, которая за редкими исключениями (Л. С. Мамут, В. Д. Зорькин) просматривала право с точки зрения принятых государственных норм, имееется в в виду законодательство в широчайшем смысле.
В 1983 году В. С. Нерсесянц опубликовал одну из фундаментальных книг своих трудов — «Право и закон. Из истории правовых учений», в ней впервые на монографической степени он сформулировал собственный подход к различию закона и права, определению понятия права сквозь призму категорий «равная мера», «свобода», «справедливость».