Предназначение и сущность криминологической экспертизы в законодательном процессе
Криминологическая экспертиза - это исследование нормативных правовых актов и их проектов, исследование деятельности государственных органов и должностных лиц, проводимое криминалистами, призванное оценить их влияние на ту или иную ситуацию и тенденции преступности в той или иной стране или регионе.
Как правило, проекты нормативных правовых актов (законов, указов, постановлений исполнительной власти, судебных решений в обычном порядке) требуют проведения криминологической экспертизы. Также объектом криминологической экспертизы могут быть действующие нормативные акты, потому что, если эффективность тех или иных нормативных актов ставится под сомнение, то они должны быть изменены или отменены.
Криминологическая экспертиза может проводиться как отдельным лицом, так и определенной командой, созданной специально для проведения экспертизы. Кроме того, при необходимости для проведения экспертизы могут быть приглашены специалисты из других отраслей.
Результатом криминологической экспертизы является заключение, которое должно содержать исходные данные, послужившие материалом для исследования, описание исследования и заключение эксперта или экспертной комиссии.
Криминологическую экспертизу понимают как социально-правовое исследование, направленное на оценку деятельности преступников.
Криминологическая экспертиза направлена на:
- доказательство и объяснение соответствия действующих нормативных актов и их проектов социальным потребностям общества, главным образом в области обеспечения общественного порядка и безопасности;
- доказательство необходимости принятия, изменения и реализации норм правовых актов в той мере, в какой возможно их влияние на преступность, а также определение причин, условий, факторов и обстоятельств, формирующих социальное преступное самосознание личности, состояние социально-правового контроля над преступностью.
Результатом судебной экспертизы являются подготовленные судебными экспертами в соответствии с результатами экспертизы предложения и рекомендации для законодателей, направленные на исправление нормативного правового акта или законопроекта,
Криминалистическая экспертиза существующих законопроектов и нормативных правовых актов должна стать составной частью научного обеспечения общественного и судебного контроля за преступностью, а также должна быть включена в национальную законодательную систему как обязательный элемент законотворческой деятельности и законодательного процесса.
Законодатель всегда должен обладать правом инициирования, и, в то же время, в конкретных случаях он обязан проводить экспертизу криминолога, чтобы в дальнейшем исключить (минимизировать) последствия криминогенного воздействия, а также гарантировать усиление антикриминогенного эффекта. Поэтому на всех этапах законодательного процесса в Государственной Думе Российской Федерации необходимо учитывать результаты уголовно-правовой экспертизы законопроекта.
Учитывая важность состояния формирования и развития института криминологической экспертизы в законодательном процессе, необходимо решить проблему корректировки криминологической экспертизы на законодательном уровне. Для решения данной государственной проблемы в российской правовой системе может быть успешно использован опыт разработки правовых основ криминологической экспертизы.
Стоит отметить, что экспертиза должна начинаться с принятия на законодательном уровне понятия экспертизы в социально-правовых законах, связанных с проведением экспертизы, а также определения ее места в процессе разработки нормативных правовых актов, формирования различных целей, задач, принципов, объектов и субъектов криминологической экспертизы.
Уголовная экспертиза законодательства, так или иначе связанного с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности, должна быть отнесена к организационно-правовым мерам специального предупреждения уголовных преступлений. Во время экспертизы все предположения юристов проверяются на предмет их совместимости с:
- преступлением;
- социально-криминальным состоянием;
- социальной и криминальной эффективностью.
Криминологическая экспертиза может быть использована на общем социальном уровне для предупреждения преступности. В ходе экспертизы правовые нормы проверяются на предмет их криминальности.
Порядок назначения, организации и проведения криминологической экспертизы
Процедура назначения, организации и проведения криминологической экспертизы может состоять из шести этапов:
- Назначение экспертизы. Субъект экспертизы, то есть тот или иной клиент самостоятельно принимает решение о проведении экспертизы и передает задание на организацию криминологической экспертизы.
- Заключение договора о проведении экспертизы. На данном этапе должно быть получено полное согласие со стороны заказчика криминологической экспертизы.
- Выбор экспертов и оплата. Клиент перечисляет денежные средства на организацию и проведение экспертизы на счет субъекта организации медицинского освидетельствования, а также представляет необходимую документацию по организации. Для проведения экспертизы приглашаются опытные криминалисты.
- Получение информации и ее обработка. Судебно-медицинский эксперт, получивший приглашение, знакомится со своей задачей, изучает документацию, а затем информирует субъекта организации о принятом им решении.
- Подведение итогов. После заключения соглашения о реализации криминологической экспертизы один эксперт или целая группа экспертов проводят исследование, оценивают полученные результаты и формулируют выводы.
- Подготовка и принятие компетентными органами экспертного заключения.