Понятие копного права
Копное право – это форма прямой демократии, являющаяся совокупностью народных юридических обычаев и норм, т. е. мирским самоуправлением.
Копа является сходкой граждан, собравшихся для разрешения вопросов связанных с жизнью общины. Копной суд, по мнению некоторых историков, является одним из древнейших коллегиальных органов суда, когда-либо существовавших на территории славянских государств.
История изучения копного права
Исследование копного права проводил в середине 19 века Н.Д. Иванишев, являвшийся ректором Киевского Университета им. Св. Владимира. Он представляется автором труда «О древних сельских общинах юга России», в котором осветил основные принципы копного права, делая опору на примеры актовых книг 16 и 17 столетий.
Н. П. Павлов-Сильванский рассматривал мирское самоуправление в труде "Феодализм в Древней Руси", в которомподразделил мирское самоуправление и общинное землевладение, а также отметил разрушение общинного права с момента прихода крупного землевладения.
Функции копы
Копа могла вычислять и преследовать преступников, осуждать и наказывать их, устанавливать и доставлять обиженному гражданину вознаграждение, не допускать нарушения законодательства копы. На скопище или собрании устанавливалась, в соответствии с правом копы, круговая порука, когда целая община была в ответе за проступки собственных членов, а также ручалась за безопасность имущества и жизни как своих, так и приходящих. В уголовном деле копа проводила «расспрос», а также занималась поисками преступника, устанавливала его личность и находила улики.
Состав копы
Число участников копы могло колебаться от ста до трехсот человек. Копа сходилась в центральном месте общины села, которое именовалось копище или коповище, занималась изучением и разрешением дел под открытыми небесами. Для изучения уголовных дел копа сходилась на месте совершения преступления: в дубраве, в поселении, под горою или в бору. Если нужно было разрешить спор по поводу земельной собственности, то копа сходилась на спорной земле. Когда в округе общины обнаруживался труп человека, то копа сходилась именно в том месте, где был найдено тело либо его расчлененные частицы. Сходилась копа под обязательный звон колокола, также на копу призывали подачей светового сигнала посредством костра.
Одно многолюдное поселение могло образовывать отделенную общину. Такой общиной, к примеру, было принадлежавшее нескольким помещикам село Богуринское в Луцком повете Волынского воеводства. Но общины, которые состояли из одного единственного селения, встречались достаточно редко; большинством своим они вбирали в себя несколько, от четырёх до десятка, соседних близлежащих посёлков, представители которых собирались в особенном месте («местечке»). От этого слова до сих пор сохраняется наименование главного села (теперь районного центра) — «мисто». Со временем главное село смогло вырасти в город, сохранивший в собственном правлении копное право, а его жители именовались мищанами (мещанами).
Право прихода на копу имели только домохозяева, женатые мужчины, обладавшие помимо собственности и постоянной оседлостью. Такими людьми были старейшины, именуемые главами родов. Их ещё по-другому именовали:
- сходатаи,
- мужеве,
- судьи копные,
- обчие.
Братья и сыновья, не обладавшие отдельными хозяйствами, а также женщины могли являться в собрание лишь по особенному требованию копы, в основном для дачи свидетельских показаний.
Находились на копе старцы, их мнение спрашивали в случаях, когда необходимо было вынести приговор на базе давних решений копы. Но, сходата и старцы не являются одними и теми же. Старцы не обладали правом голоса на копе, но их советы обладали решающей ролью.
На копе присутствовал так же священник, он проводил к присяге подсудимых.
Правовые принципы копного права
Копное право основано на правилах единогласия, то есть прихода к одному мнению всех собравшихся на копесходатаев.
На копе поощрительно оценивалось индивидуальное прощение пострадавшим обидчику, а также искреннее и всенародное преступное раскаяние. Обязательным образом учитывалось прощение раненного смертельно, а так же его последняя воля.
К ведению копного суда относились все лица простого сословия, которые имели оседлость в округе сельской общины, к примеру, свободные поселенцы, крестьяне и мещане городов, которые не пользовались магдебургским правом. В определенных случаях власть копы распространялась и на самих помещиков: они могли добровольным образом предоставлять копе решение возникших меж ними споров; но копа вправе была произвести и следствие над помещиком, обладавшим, впрочем, право требования, чтобы последующее следование дела предоставлялось уряду гродскому.
В судопроизводственном порядке копа обычно следовала собственным древним обычаям; общность их именовалась в памятниках копным правом. Некие обычаи того права входили в состав литовского статута. В началах копного права, обиженному самому предоставлена возможность розыска своего шкодника или обидчика, собирательство доказательств и т.п., что именовалось обыском. В случае, если истец не в силах был отыскать шкодника, то он выдвигал требование по собранию копы. Неявленное селение по приговору копного суда должно было удовлетворить истца, а самостоятельно могло заняться поисками виноватого.
По учрежденному обычаю, копа любое дело старалась разрешить в 3 собрания; на первом, если ей нужно по горячим следам было открыть преступление, она именовалась горячей, а с третьего — головною или завитою. До завитой копы могли доходить только самые запутанные дела. Для объяснения обстоятельств совершения преступления и для вскрытия виновного копа применяла следующие способы:
- опыт, то есть расспрос на копе сходатаев и иных лиц;
- лик, то есть рассмотрение, детальное изучение улик.
Истец был праве объявлять, кто по его мнению является преступником, а также мог высказать подозрение, что кто-либо знает личность преступника, но не желает его выдавать; обвиняемый либо подозреваемый обязан дать вывод, то есть снять от себя подозрения; истец обладал правом истребования, чтобы обвиняемый подвергся пыткам.