Общая характеристика денежных средств и денежных инструментов
Статья 200.1 УК РФ определяет, как предмет преступного деяния наличные денежные средства и (или) денежные инструменты. Эти термины были заимствованы из таможенного законодательства зарубежных стран, a также из бухгалтерского дела. В бухгалтерском деле денежные средства определяются как аккумулированные в денежной форме на счетах в банках доходы и поступления, находящиеся в постоянном хозяйственном обороте и используемые организацией для собственных целей. Определение денежных средств дано п.1 ст.2 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза. В связи с этим, при перемещении физическими лицами денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза могут возникнуть следующие нарушения: в дорожных чеках, векселях, банковских чеках, а также в ценных бумагах в документарной форме, удостоверяющих обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, может быть не указано лицо, которому осуществляется такая выплата
Марковский М. С пишет о сложности выявления этих нарушений, ввиду чего судебная практика по этим видам нарушений отсутствуют. Большая часть граждан Российской Федерации не знают содержания денежных инструментов. Мало того, они даже не имеют представления об их внешнем виде. Ст. 200.1 УК РФ гласит, что не всякая ценная бумага может быть рассмотрена в ипостаси вида денежных инструментов, и соответственно, как предмет преступления.
Согласно УК РФ, ценная бумага должна соответствовать следующим требованиям:
- ценная бумага должна быть документарной, то есть согласно ч. 1 ст. 142. ГК РФ отвечать приведенным в законе правилам, удостоверять различные права только после предъявления данного документа;
- в ценной бумаге не должно быть указано лицо, которое может требовать по ним исполнения;
- ценные бумаги должны или фиксировать обязательство должника (эмитента) по выплате денежных средств, или устанавливать право ее держателя на обретение денежных средств от должника (эмитента).
Попутно с этим в практике правоприменения возникает проблема, связанная с регулированием таких бездокументарных ценных бумаг как:
- акция;
- опцион эмитента;
- российская депозитная расписка;
- именная облигация.
Ведь они согласно п. 5 примечания к статье 200.1 УК РФ не могут рассматриваться как предмет контрабанды наличных денежных и / или денежных инструментов, т.к. таковыми не являются. Ценные бумаги, с неуказанным лицом, уполномоченным требовать по ней исполнения являются предъявительским. В свою очередь, они могут быть ордерными и именными. Согласно данной классификации, преступления могут выступать облигация на предъявителя, сберегательные книжки на предъявителя и сберегательный сертификат на предъявителя. Остальные ценные бумаги являются бездокументарными, именными, поэтому не могут быть включены в данный перечень.
Стоит отметить, что некоторые ценные бумаги обладают рядом особенностей, которые в свою очередь вызывают вопросы по нашей проблеме. Как пример можно привести облигацию. Она по своей природе направлена на закрепление прав ее владельца получить ее номинальную стоимость или другое материальное благо от эмитента облигации в предусмотренный ею срок. Форма облигации должна быть исключительно документарной. И особенность как раз и заключается в ней. Лицо может иметь на руках только сертификат. И поэтому, согласно ст. 200.1 УК РФ может возникнуть проблема в определении, является ли подобный сертификат облигации предметом преступления или нет.
Уголовная ответственность за контрабанду денежных средств и денежных инструментов
Относительно вопроса уголовной ответственности в данной сфере следует выделить, что важным фактором является то, что незаконное перемещение денежных средств и (или) денежных инструментов наказуемо в уголовном порядке только в том случае, когда их сумма превышает определенный размер, т. е. двукратный размер суммы наличных денежных средств, финансовых инструментов и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством государств – членов Евразийского экономического союза к перемещению без письменного декларирования.
Процедура расчета размера суммы регламентировано законодательством Российской Федерации, согласно которому исключается часть, разрешенная таможенным законодательством Таможенного союза к перемещению без декларирования или, была задекларирована, из всей суммы незаконно перемещенных предметов преступления. Более того, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 12 определен способ расчета приведенной стоимости незаконно перемещенных через таможенную границу либо государственную границу предметов контрабанды судам.
Во-первых, нужно исходить из установленных государством цен, если таковые имеются; во всех других случаях стоит отталкиваться от рыночной стоимости товаров, кроме тех, которые перемещены физическим лицом через таможенную границу для личного пользования, и в отношении которых используется таможенная стоимость, определяемая в соответствии с гл. 49 ТК ТС.В обязательном порядке следует принимать во внимание нормы, позволяющие не учитывать ту часть стоимости незаконно перемещенных товаров, которая разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована (например, примечание 3 к ст. 200, примечание 2 к ст. 2002 УК РФ). При отсутствии сведений о цене товара его стоимость определяется на основании заключения эксперта или специалиста.
При этом велика вероятность возникновения трудностей c определением крупного размера денежных инструментов. Крупный размер - сумма, которая превышает двукратный размер суммы наличных денежных средств, разрешенных к перемещению без письменного декларирования (в эквиваленте 10000 долларов США). В любом другом случае наступает административная ответственность.
Признак крупного и особо крупного размера при этом является подтверждением экономической направленности контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов и демонстрирует величину преступной деятельности. Практика показывает, что это повышает общественную опасность деяния. Это деяние, предусмотренное данной статьей, УК РФ не предусматривает наказания в виде лишения свободы, но штрафные санкции очень существенны.
Таким образом, проблема контрабанды нуждается во внесении поправок в п. 5 примечания к ст. 200.1 УК РФ. Оппозиция к приведенной категории преступных деяний является только лишь одним из инструментов, предназначенных для выведения из нелегального оборота наличных денежных средств, и должно применяться в совокупности иных мер. Само определение денежных инструментов также нуждается в пересмотре и более детальной конкретизации, чтобы расширить предмет контрабанды и избежать возникающих коллизий и противоречий. Эти дополнения непременно повысят действенность и эффективность мер по сопротивлению легализации денежных средств, полученных незаконным путем, и бюджетированию терроризма.