Сущность понятия «публичная власть»
Публичная власть – это одна из разновидностей власти, которая выделена из общества, не совпадает с населением государства и играет роль одного из признаков, отличающих государство от общественного строя.
Как правило, публичная власть противопоставляется общественной власти. Возникновение публичной власти связано прежде всего с возникновением первых государств.
Среди отличительных особенностей публичной власти можно выделить:
- отделение от общества;
- отсутствие общественного характера и отсутствие контроля над ней со стороны народа;
- в большинстве случаев публичная власть выражает интересы не всего общества, а лишь некоторой общественной группы;
- публичная власть реализуется отдельной группой людей, которые наделены соответствующими властными полномочиями;
- подкрепляется принудительной силой, которая может применяться со стороны государства.
Конституционно-правовые принципы формирования и функционирования публичной власти в РФ
На сегодняшний день можно сформировать наиболее общие для всех органов публичной власти в РФ принципы формирования и в целом функционирования:
- принцип единства системы органов публичной власти;
- демократический принцип их формирования и функционирования;
- верховенство Конституции РФ и законодательства федерального уровня на территории всего государства;
- принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами различных уровней публичной власти;
- принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Рассмотрим перечисленные принципы подробнее.
Принцип единства системы органов публичной власти базируется на положении статьи 3 Конституции РФ об едином источнике, из которого такая власть возникает, а именно о народе РФ, который является многонациональным и осуществляет власти в большинстве случаев через органы государственной власти федерального и муниципального уровня. Также данный принцип находит также своё отражение в положениях статьи 5 действующей редакции Конституции РФ, в рамках которых именно она лежит в основе принципа российского федерализма.
Демократический характер формирования и функционирования органов публичной власти базируется на положения статьи 3 действующей редакции Конституции РФ, которая регламентирует основы народовластия в РФ. Данный принцип на сегодняшний день проявляется прежде всего через процедуры формирования государственных органов власти на различных уровнях народом или же по его непосредственному соответствующими органами власти. Следует отметить, что так как данная норма Конституции определяет такие высшие формы прямого выражения власти народа, как выборы и референдум, именно посредством выборов многонациональный народ РФ принимает непосредственное участие в формировании федеральных, региональных, а также муниципальных представительных органов власти, избирает Президента РФ, а также глав субъектов РФ.
Третьим принципом является верховенство Конституции РФ, а также федерального законодательства на всей территории государства. При этом следует отметить, что по данному принципу в случае возникновения противоречия необходимо ориентировать именно на конституции положения. Законодательные акты, а также прочие нормативно-правовые акты субъекта РФ ни в коем случае не могут противоречить актам федерального законодательства, которые регламентируют предметы ведения РФ, а также предметы совместного ведения РФ и субъекта РФ. Конституции РФ положений указанных актов действуют конституционные положения. Так, в случае возникновения противоречия между положениями федерального законодательства и положениями законодательства субъекта РФ необходимо учитывать положения федеральных законодательных и нормативных актов. А при возникновении противоречия между федеральным законом и другим нормативным актов, который издан в РФ, необходимо учитывать положение федерального законодательства. В рамках данного принципа за субъектами РФ остаётся право осуществлять собственное правовое регулирования по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. Однако, после издания соответствующего федерального закона законодательные и нормативно-правовые акты РФ подлежат приведению в соответствие с изданным законом в срок не более трех месяцев.
Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами различных уровней публичной власти находит отражения в действующей редакции Конституции РФ, а именно в статье 11, в рамках которой на законодательном уровне закрепляются правовые основы федеративного устройства РФ. Подобного рода разделения и ограничения на сегодняшний день определяются как непосредственно положениями Конституции РФ, так и прочими договорами, которые заключены между РФ и ее субъектами. Сущность данного разграничения основывается прежде всего системы государственной власти и признания равноправия и самоопределения народов в РФ, а заключается, что по вопросам, которые характеризуются общефедеральным значением, решения должны приниматься федеральными органами государственной власти, вопросы, которые имеют значения как для РФ в целом, так и для отдельных ее субъектов должны быть решены совместными усилиями центра и регионов.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в соответствии с законодательством находит отражение в 10 статьей действующей редакции РФ и заключает в том, что государственная власть в РФ реализуется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно данному принципу ни один орган государственной власти не имеет право выходить за рамки функций и полномочий, которые установлены для него Конституцией РФ и законами.