Общие положения
Закон РФ от 11.03.1992 N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» в настоящее время утратил свою силу в связи с принятием Федерального закона от 2006 года номер 90-ФЗ, касающегося внесения изменений в Трудовой кодекс РФ.
Анализ положений данного закона позволяет сделать следующие выводы: закон состоял из пяти глав. Первая глава регламентировала общие положения. Вторая глава содержала вопросы коллективных переговоров. третья глава регламентировала сам коллективный договор, четвертая глава говорила о соглашениях, и, наконец, пятая глава регламентировала ответственность сторон.
Содержание закона
Статья 1 закона весьма расплывчато формулирует основные задачи закона. В частности, приоритетным здесь называется разработка, заключение и выполнение коллективного договора и соглашения в целях интересов работников и работодателей, при этом указывается, что их интересы не должны и не могут носить различный характер.
В качестве принципа заключения коллективных договоров и соглашений в статье 4 называются такие, как:
- соблюдение норм законодательства,
- равноправие сторон договора,
- свобода, предоставляемая сторонам в определенных сферах,
- добровольность при принятии решений,
- реальность условий договора,
- недопустимость его нарушений и неотвратимость наказания за это.
Глава 3 подробно регламентирует содержание и структуру коллективного договора. В частности, здесь называются стороны договора в лице работника и работодателя. Определяется содержание и структура коллективного договора, его действия, вопросы изменения и дополнения норм коллективного договора. Особое внимание уделяется контролю за выполнением коллективного договора, так, особо указывалось, что такой контроль осуществляется сторонами, а также указывается на органа труда, который также реализовывает свои полномочия в данной сфере. При этом закон обязывал предоставить данным лицам всю имеющуюся информацию.
Обращается внимание в статье 18 на заключение различных видов соглашений, например, генерального, регионального, отраслевого тарифного, профессионального тарифного, территориального и других. Основная задача – это регулирование общественных отношений в определённой сфере и на определенном уровне, например, на уровне региона, в крупных организациях, корпорациях и так далее. Предусмотрена возможность заключения двусторонних и трехсторонних договоров. Если соглашения предусматривали финансирование из бюджета полностью или частично, то требовалось обязательное участие органов исполнительной власти. Стороны разрабатывают проект соглашения, после чего обсуждают его, утверждают и подписывают.
Закон предусматривает создание трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых споров, а также создание иных комиссий по урегулированию споров, которые возникают в ходе принятия договора или соглашения. Процедура коллективных переговоров оговаривается перед нормами, регламентирующими коллективный договор и соглашение. Так, глава 2, регламентирует вопросы ведения коллективных переговоров между сторонами, при этом в статье 9 предусмотрены гарантии для лиц, которые участвуют в переговорах по поводу принятия коллективного договора или соглашения. Гарантии выступают в качестве своевременной оплаты труда данного лица, невозможность подвергнуть лицо дисциплинарному наказанию, перевести его на другую работу переместить или уволить по инициативе администрации.
Таким образом, регламентация коллективных договоров нашла определенное отражение в нормах данного закона, однако сегодня он не действует в связи с тем, что утратил силу.