Понятие местного самоуправления
Местное самоуправление представляет собой систему организации и деятельности граждан, которая обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Местное самоуправление является одной из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Это децентрализованная форма управления, которая характеризуется известной самостоятельностью и автономностью местных органов.
Учения о местном самоуправлении впервые были разработаны в $19$ веке французским историком и государственным деятелем Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом, Лоренцом Штейном и Паулем Лабандом.
Теория самоуправления основывается на принципах признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами.
Дореволюционный период в истории самоуправления
Толчок развитию местного самоуправления в России дали земская и городская реформы Александра $II$. Особым моментом в истории развития местного самоуправления является XVI век, когда произошла замена систем местного управления через наместников и волостелей губными и земскими учреждениями.
В $30$-е годы вместе с наместниками стали появляться и действовать выборные губные учреждения, создававшиеся для поимки разбойников и суда над ними. Губные учреждения были всесословными: в них участвовали помещики, служилые люди и крестьяне – все население уезда. В $1555$ г. Иван $IV$ упразднил систему кормления и ввел земские учреждения. Они уже не были всесословными и обладали экономической, финансовой, полицейской и судебной властью.
В $XVII$ веке была установлена система приказного воеводского управления на местах, местное управление бюрократизировалось. Одновременно существовали губные и земские учреждения. Позднее воевода стал начальником по отношению к губным учреждениям. Финансовая и экономическая деятельность земских учреждений осталась самостоятельной.
Земская система местного самоуправления вместе с бюрократической и сословной существовали и при Петре $I$.
В $20$-е годы $XVIII$ века бурмистерские палаты и земские избы заменились на магистраты и суд отделился от администрации.
В деятельность суда губернаторы и воеводы вмешиваться не могли, но имели право приостановить исполнение судебных решений.
Позже преемники Петра $I$ упразднили магистраты и остались губернаторы и воеводы.
В эпоху Петра $I$ усилилось государственное вмешательство в частные дела и возросла бюрократическая опека над обществом. Лишь только во второй половине $XVIII$ века при Екатерине $II$ были заложены основы, которые стали определяющими до введения земских учреждений в $1864$ г.
Она пыталась создать из всех сословий местные органы с правом внутреннего управления и задачами местного управления. Были учреждены губернские и уездные дворянские собрания. Во главе губернии стоял генерал-губернатор, который осуществлял надзор, также была создана «общая городская дума» с ее исполнительным органом – «шестигласной думой». Многими вопросами ведали городничий и полицмейстер. Судебную систему составляли: губернские за местным управлением и судом. В городах судебную функцию осуществляли магистраты и уездные суды (от дворянства), «нижние расправы» - суды над крестьянами, «верхние расправы» и «совестный суд» в губерниях. В городах судебную функцию выполнял выборной магистрат.
Земская $1864$ г. и городская $1870$ г. реформы и реформы Александра $II$ имели своей целью децентрализовать управление и положить начало развитию местного самоуправления в России. Эти реформы послужили поворотным пунктом внутреннего развития России. В тот период для России было характерно две системы управления на местах: государственное управление и земское, городское самоуправление.
Рисунок 1. Городское самоуправление по реформе $1870$ г. «Городовое положение»
Рисунок 2. Городское самоуправление по реформе $1870$ г.
После февральской революции в $1917$ году Временное правительство предприняло попытку земской реформы местного самоуправления. Но осуществить ее в полной мере не удалось.
Советский период местного управления
После октябрьской революции $1918$ года коренным образом изменились характер и направленность процессов организации власти на местах. Упразднились старые органы земского и городского самоуправления, те, которые не выступали против новой власти, вошли в аппарат местных Советов. Идеей местного самоуправления являлась децентрализация власти и независимости, а также полная самостоятельность органов самоуправления. Это привело к противоречию с задачами пролетарской диктатуры. С принятием Конституции $1918$ года закончилась раздробленность Советов и их неподчинение центральной власти. Основой организации власти на местах стал принцип единства системы Советов как органов государственной власти. В систему государственных органов стали входить областные, губернские (окружные), уездные (районные) и волостные съезды Советов, а также городские и сельские Советы и исполнительные комитеты. Конституция СССР $1936$ года ввела всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Систему съездов Советов упразднили. Все местные представительные органы стали называться Советами. Они стали самыми многочисленными органами государственной власти. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов стали избранные ими исполнительные комитеты.
Демократический централизм стал высшим организационным принципом деятельности системы Советов. Он допускал некоторую самостоятельность местных органов, но на самом деле представлял собой жесткую концентрацию и централизацию власти в руках государства. Принцип демократического централизма выражался в двойном подчинении исполнительных органов, подотчетности местным советам и подчинению вышестоящим исполнительным органам. Местные Советы являлись представительными органами нового типа, которые сочетали в своей деятельности принятие решений, их исполнение и контроль за их выполнением. Этот принцип развил В.И. Ленин. Вся власть на местах принадлежала партийным органам, осуществляющих фактическое руководство Советами. Но на практике были выявлены существенные недостатки в организации деятельности Советов и их органов, которые так и не удалось ликвидировать на протяжении всего времени существования СССР.
Попыткой реформировать местные Советы стало принятие закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местном хозяйстве». Этот закон ввел понятие «коммунальной собственности».
Постсоветский период развития местного самоуправления
Первые шаги в новом подходе к организации и деятельности органов местного самоуправления были сделаны с принятием Закона РСФСР «О местном самоуправлении». С этого времени начался процесс реформирования местных органов власти и системы местного самоуправления. Но поскольку местное самоуправление не было обеспечено в материальном, организационном и правовом отношении, реформа носила декларативный характер.
Принятая в $1993$ году Конституция РФ определила основные принципы организации и деятельности местного самоуправления, вступление России в Европейский Союз и ратификацию Европейской Хартии местного самоуправления. Были разработаны законодательные акты о местном самоуправлении, которые стали импульсом в преобразовании и развитии местного самоуправления. Основные положения о развитии системы местного самоуправления были определены в Указе Президента России от $15.10.1999$ г. «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации».
На основании Конституции РФ, законодательных и иных правовых актов правовое регулирование местного самоуправления сместилось на региональный уровень субъектов Федерации. И в настоящее время совершенствование местного самоуправления в большей части зависит от принимаемых субъектами мер по развитию местного самоуправления.