Историческая школа права – течение в юриспруденции, сформировавшееся и получившее большую известность на территории Германии в первой половине девятнадцатого века.
Предпосылки возникновения исторической школы права
Историческая школа права образовалась как результат научного диспута меж профессорами Тибо из Гейдельберга и Савиньи из Берлина. Сутью их спора был вопрос о целесообразности образования и учреждения на землях Германии единого гражданского кодекса.
Именно с этой идеей выступал профессор из Гейдельберга Тибо. При учете близости Гейдельберга к границам Франции, в которой к этому времени существовал Кодекс Наполеона, имысль Тибо представлялась понятной. Противником затеи Тибо, стал резко отрицательно настроенный профессор Савиньи, который раскритиковал идею кодификации, являющуюся чуждой по собственной сути.
Согласно мнению Савиньи право формируется только на протяжении крупного исторического временного отрезка, посредством передачи от поколения к поколению, при помощи не материального, а высшего, духовного элемента, так именуемой духовности или духа народа «Volksgeist».
Противоборство меж профессорами Савиньи и Тибо, называющееся в юридической литературе Германии кодификационным спором «Kodifikationsstreit», и стало тем стартовым механизмом, который запустил процесс формирования такого юридического феномена как Историческая школа права.
Основателем исторической школы права считается Савиньи, а предвестником этого научного направления был профессор Густав Гуго, который первым из всех высказал мысль об историческом континуитете права как собственности какого-либо народа, проживающего на конкретной территории.
Г. Гуго был первым юристом, попытавшимся опровергнуть теорию естественного права, которая являлась доминантой в Европе того времени уже несколько столетий кряду, начиная с 16 века (поры угасания популярности Школы Комментаторов).
В юридической методологии и идеологии историческая школа права стала решающим толчком для образования юридического позитивизма и обращения к нему в начале 20 века.
Представители исторической школы права брали истоки от консервативного исторического понимания права. Их идеи являлись своеобразными противопоставлениями концепту естественного права, являвшемуся оружием идеологии в революционной буржуазии.
Историческая школа права выступила на защиту феодальных правопорядков, против преобразований имеющихся отношений при помощи обновленного законодательства, поясняя это тем, что право в любом случае должно формироваться историческим путем.
Главным источником права объявлялся обычай, кодификация законодательства яро отвергалась, а само право представлялось системой постепенного складывания «народного духа». Генезис права сравнивался с процессом развития языка либо некими разновидностями игр, речь может идти, к примеру, о шахматах или картах, так как их правила образовывались постепенным образом, по мере необходимости разрешения той или иной ситуации.
Ключевым понятием школы стал «Народный дух», выражающийся в особенностях правового сознания нации. Главнейший фактор, оказывающий влияние на него представляется историческими условиями, в которых народ рождается и образуется. «Народный дух» дается изначально, он не имеет способности к самостоятельному развитию.
Основные представители исторической школы права:
- Г. Гуго (период жизни: с 1764 по 1844 год);
- Ф. К. Савиньи (период жизни: с 1779по 1861 год);
- Ф. Ю. Штоль (период жизни: с 1802по 1855 год);
- Г. Ф. Пухта (период жизни: с1798 по1846 год);
- К. Ф. Эйхгорн (период жизни с 1781по 1854 год).
Развитие исторической школы права
Основатель исторической школы права являлся профессор права в Гёттингене Густав Гуго. В своем труде «Учебник естественного права, или философия положительного права» он оспорил главные постулаты теории естественного права. Концепт общественного договора он отрицает по множеству оснований:
- подобных договоров никогда не существовало, так как все учреждения и государства образовывались и менялись иными путями.
- общественный договор является по своей сути практически невозможным, так как тысячи незнакомых людей не вступят в соглашение и не договорятся о вечном подчинении учреждениям, о которых они не имеют как такого понятия, а также о повиновении ещё неизвестным людям.
- концепт общественного договора вреден, так как ни одна власть не сможет быть прочной, если обязанность повиновения находится в зависимости от исследований её исторического образования из договора.
- власть и право возникли разными путями. Ни один их вид не находит соответствия целиком разуму, они признаны не безусловно, а лишь временно правомерными, но то, что признано или признавалось большинством людей, не может являться совершенно неразумным.
- право рождается из потребности разрешения конфликтов.
В публикации «Представляются ли законы единственным источником юридических истин» Гуго сравнил право с нравами и языком, которые получают развитие самостоятельно и независимо, безо всяких предписаний и договоров, от случая к случаю, потому как иные говорят или делают так, и к обстоятельствам подходящим является именно это правило, слово. Право получает развитие, как правила игры (шахматы, карты), где в практической деятельности встречаются ситуации, которые не предусмотрены сначала учрежденными правилами. В процессе игры формируются и постепенно обретают общее признание конкретные способы разрешения данных ситуаций. Кто является их автором? Все — и совершенно никто. Также и право: оно рождается из обычаев, которые возникли и получили признание в народной среде. Обычаи обладают тем преимуществом перед законом, что они привычны и общеизвестны. Многие законы и договоры никогда не исполняются. Множество раз в Гёттингене властные органы переименовывали улицы — но все их по привычке называли и называют старыми наименованиями. Исторически сформировавшийся обычай – это и есть настоящий источник права.