Предмет бюджетного права
Бюджетное право представляет собой компонент финансового права, совокупность однородных общеобязательных правовых норм, установленных государством и регулирующих имущественные и неимущественные общественные отношения, которые складываются в процессе бюджетного функционирования муниципальных образований и государства. Бюджетное право распространяется на сферу общественных отношений, которые образуют его предмет.
Особенности бюджетного и правового регулирования проявляются в том, что в разных областях бюджетной деятельности бюджетные нормы права в полном объеме и непосредственно регулируют данные общественные отношения, или же только предопределяют, учреждают финансовые отношения.
Предмет бюджетного права включает две группы отношений:
- Атрибутивные, или исключительные отношения. Важным элементом предмета бюджетного права выступают группы определенных правовых отношений, которые регулируют порядок формирования доходов и реализуют расходы бюджетов всех уровней. Правовые отношения опосредуют бюджетный контроль и сам процесс, ответственность за бюджетные правонарушения. В системе бюджетного права данные отношения преобладают и являются неотъемлемым системообразующим атрибутом. Все они включены в предмет бюджетного права и максимально им урегулированы.
- Примыкающие, или смежные отношения. Смежные отношения регулируются институтами и подотрослями финансового права и создают объекты совместного правового регулирования. Примыкающие правовые отношения регулируют нормы права в сфере бюджета и финансового-правового института согласованно, одновременно или исходя из принципа «цепной реакции», при которой нормы права являются учреждающими и общими для этих отношений, а также нормы финансово-правового института – уточняющими и развивающими.
Предмет бюджетного права – комплекс возникающих в результате государственного учреждения, регулирования и закрепления общественных отношений в области бюджетного функционирования муниципальных образований и государства.
Включенные в предмет бюджетного права общественные отношения классифицируют в группы, возникающие относительно:
- расходования бюджетных средств;
- установления источников дохода бюджетов всех уровней;
- бюджетного процесса;
- межбюджетного регулирования;
- реализации бюджетного контроля;
- установление оснований ответственности за нарушение законодательства в сфере бюджета;
- порядка реализации судебных актов по вопросам взыскания на средства бюджета РФ и др.
Субъекты бюджетного права
К субъектам бюджетного права относятся лица, обладающие бюджетной правосубъектностью и участвующих в определенных бюджетных правоотношениях.
Все субъекты бюджетного права подразделяют на: общественно-территориальные образования (муниципальные образования, субъекты РФ, Российская Федерация); органы местного самоуправления и государственной власти, Банк России; физические и юридические лица.
Правосубъектность выражается в компетенции субъектов бюджетного права, определенной системы правомочий, при которых права субъектов выступают и их обязанностями.
Доминирующие субъекты бюджетного права – Российская Федерация, муниципальные образования, субъекты РФ. Развитие отношений, представляющих предмет бюджетного права, реализуются за счет осуществления суверенных прав государства, прав, которые принадлежат муниципальным образованиям. К суверенным правам относятся право на зачисление в бюджет доходов, право на собственный бюджет, право на утверждение и рассмотрение бюджета и др.
К самостоятельным субъектам бюджетного права относятся органы местного самоуправления, а также органы государственной власти, обладающие бюджетной компетенцией. Они выступают органами, уполномоченными государством, наделенными государством компетенцией, находящихся в продолжительных отношениях с государством, где могут выражать волю государства в установленных им пределах. Субъекты бюджетного права юридические лица принимают участие в бюджетном процессе и получают из бюджета финансовые ресурсы. Физические лица выступают получателями бюджетных средств.
Источники бюджетного права
Источники бюджетного права – внешние конкретные формы выражения права, то есть правовые акты исполнительных и представительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые регулируют отношения в сфере бюджетной деятельности.
Комплекс источников бюджетного права выстраивается из того, что функции бюджетной деятельности реализуются всем механизмом государственной власти, исходя из принципов разделения властей.
Правовые акты, которые являются источниками бюджетного права, регулируют различные бюджетные отношения, издаются разными органами местного самоуправления и государственной власти в пределах бюджетной компетенции.
Весь комплекс источников бюджетного права включает:
- Конституцию РФ;
- международные договора и декларации;
- федеральные законы;
- распоряжения и указы Президента РФ;
- решения Конституционного Суда РФ;
- нормативные правовые акты судебной практики, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, власти субъектов РФ.
В механизме бюджетного и правового регулирования большую роль играет классификация источников бюджетного права. Основным критерием классификации выступает действие правовых актов в определенном пространстве. Выделяют нормативные правовые акты, функционирующие по всей территории государства, акты, реализующиеся только в границах определенного субъекта РФ, муниципального образования.
К источникам второго рода относятся уставы (конституции) субъектов РФ, решения уставных (конституционных) судов субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Бюджетное законодательство создает замкнутую систему, иерархично выстроенную и направленную на комплексное и совокупное регулирование финансовых отношений.