Виды источников права Европейского Союза
Источники права Европейского Союза — это внешние формы проявления, выражения, закрепления юридических норм, принятых институтами ЕС в рамках их полномочий и согласно с установленными процедурами.
Круг источников права ЕС включает:
- учредительные договора Европейских сообществ;
- акты, перечисленные в Договоре о Европейском экономическом сообществе (ст. 249) — директива, регламент, рекомендации, решение и заключение;
- общие принципы права — господство права, демократическое правление. свобода транснационального рынкам и др.;
- правовая доктрина;
- судебный прецедент;
- правовые обычаи;
- акты «особой категории» или рода, признанные судом и связанные с внутренней организацией институтов ЕС;
- акты, входящие в состав «мягкого права» — система правил поведения, не обладающих официально признанной юридической силой;
- коммюнике, декларации и резолюции разных институтов ЕС;
- заявления Комиссии по поводу проводимой Евросоюзом политики в какой-либо сфере;
- официальные ответы на вопросы, направленные в Европарламент.
Общие принципы права ЕС закреплены в законодательном порядке, отдельные принципы вырабатываются и применяются судом. Общие принципы рассматриваются и признаются как источники права, в контексте судебного правотворчества иногда означают более, чем письменное право, которое порождается учредительными договорами. Принципы, развиваемые и открываемые Европейским судом справедливости, характерны для каждого по отдельности и всем вместе национальным правовым системам государствам-членам ЕС.
Выделяют первичные и вторичные источники права внутреннего рынка ЕС. В качестве первичных источников права разные исследователи выделяют: учредительные акты, учредительные документы об образовании сообществ, включая все изменения и дополнения с протоколами, положениями, декларациями и иными сопровождающими документами; общеправовые принципы; обычное право; традиции; правовые обычаи; правовые доктрины.
Первичное право Европейского Союза — это своеобразный аналог национального конституционного права, в учредительные договоры — это аналог национальной конституции. Систему источников первичного права представляют учредительные договорные акты Евросоюза и Европейских сообществ. Это основная подсистема первичного права, выступающая составной частью общей системы. В общую систему источников первичного права входят договорные акты, с помощью которых в учредительные договоры вносятся дополнения и изменения, все сопутствующие принятию и развитию учредительных договоров документы в виде деклараций, протоколов, других приложений, поясняющих определенные положения, содержащиеся в договорных актах.
Источники права внутреннего рынка ЕС
К источникам права внутреннего рынка Европейского Союза относятся:
- текущее законодательство Евросоюза;
- договоры (маастрихтский, парижский, римский, амстердамский, лиссабонский, договор слияния);
- учредительные договоры;
- акты вторичного права, принимаются органами и институтами ЕС — директивы, регламенты, решения, рекомендации и заключения;
- общие принципы права.
Директива — акт прямого действия. Для вступления директивы в силу необходима имплементация. В каждой директиве предусмотрен определенный срок, в течение которого государства-члены ЕС должны предпринять меры для вступления в силу. В директиве прописаны цели, которые преследует определенное государство. Само государство выбирает способы достижения своих целей. Эти способы могут различаться, но цель при этом остается единой. Директива — это способ реализации метода гармонизации.
Регламенты можно рассматривать в качестве законов национального уровня. Регламенты имеют прямое действие, наделают права всех физических и юридических лиц, не требуют имплементации и распространяются на всех государств-членов ЕС. Регламенты имеют верховенство над нормами национального права, это способ реализации метода унификации.
Решения принимаются персонально в отношении каждого отдельного государства-члена ЕС, или одного из институтов. Решения не обладают универсальной природы.
Заключения и рекомендации могут носить консультативный или рекомендательный характер, не имеют прямого и обязательного действия.
Основным методом в праве внутреннего рынка является гармонизация. В исключительную компетенцию ЕС входит внутренний рынок. Правовые нормы могут создаваться только на уровне Европейского Союза. По социальным вопросам решения могут приниматься отдельно государствами-членами, так и находится в совместном ведении Европейского Союза. Право внутреннего рынка ЕС подчиняется принципу верховенства, прямого действия и отсутствия дискриминации.
В зависимости от способа формирования, принятия определенных актов, формы выражения, все источники права подразделяются на: акты институтов Евросоюза, которые сопоставимы с законами и подзаконными актами национального права; учредительные договоры, стоящие в ряду с национальными конституционными законами, акты, регулирующие вопросы функционирования и организации внутреннего рынка ЕС; решения Европейского суда справедливости, базирующиеся на правовых нормах учредительных актов ЕС и иные источники права.
Источника права в материальном смысле — это определенные условия (социальные, экономические и др.), оказывающие влияние на процесс формирования и развития права. Формально-юридические источники права выступают в виде отдельных форм (средств, способов), выражения правовых норм.
В некоторых случаях учредительные договорные акты условно приравниваются к национальным конституционным актам, они в рамках правовой системы ЕС, устанавливая и закрепляя ее фундаментальные. основные характеристики и положения, по своему значению и сути выполняют полноценную конституционную роль.
Выполнению этой миссии не препятствует то, что, имея одинаковую юридическую силу, каждый учредительный документ (Римские договора о Европейском экономическом сообществе, Евратоме, Парижский договор о Европейском объединении угля и стали), обладает особой сферой приложения, регулирует круг определенных общественных отношений, преследует конкретные, строго определенные цели.