Понятие источников римского права
Под источниками римского права понимаются формы, в которых происходило закрепление и выражение правовых норм, имеющих общеобязательное значение и включающих способы, формы образования норм права и порядок жизни римского общества.
В широком смысле слова к источникам права могут быть отнесены разнообразные правовые и иные исторические литературные памятники, в которых содержатся юридические нормы и другие мысли о порядке правового регулирования. В первую очередь сюда относят кодификацию, проведенную Юстинианом, а также работы и мемуары римских юристов и историков, философов и ораторов, и т.д. К источникам права помимо всего прочего могут быть причислены также и папирусы с различными текстами заключенных договоров, а также оставшиеся надписи на деревянных и каменных поверхностях.
Как в юридической, так и в историко-правовой литературе в отношении римского права термин «источник права» употребляется в различных значениях:
- это источник, содержаний правовые нормы;
- это способ (или форма), в которой образуется норма права;
- это источник для познания права.
Классификация источников римского права
Все источники римского права могут быть классифицированы по следующим группам:
- обычное право — под данным понятием подразумевается совокупность общеобязательных, конкретных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме по причине их неоднократного применения в обороте. Обычаи не являлись определенными формально источниками права, так как они не были зафиксированы официально ни в одномнормативномм акте. Различали обычаи предков (mores maiorum), обычную практику (usus), а также обычаи жрецов (commentarii pontificum) и обычаи магистратов (commentarii magistratuum). Обычай долгое время оставался альтернативой для других более важных и юридически значимых источников права, помогал претворять в жизнь уже существующие законы и иные источники правового регулирования. Обычай применялся лишь тогда, когда отсутствовали иные источники права, которыми бы регулировались исследуемые правоотношения;
- закон (leges) — это основное, классическое воплощение римского писаного права. Под законом понимали акт, принятый специально избранными для этих задач представительным органом, а именно магистратами. Среди законов выделяли такие виды как: законы, при нарушении которых сделка признавалась недействительной; законы, при нарушении порождались невыгодные последствия, однако недействительной сделка не признавалась; законы, неисполнение которых субъектом не может повлечь за собой наказания виновного лица. Плебисцит — закон, принятый на собрании плебеев, то есть без участия в голосовании сенаторов.
- эдикты магистратов и комментарии уважаемых римских юристов. Под эдиктом понимали устные объявления магистрата в споре по конкретному делу. В римском праве в зависимости от уровня магистрата можно было различать эдикты эдилов, провинциальные эдикты и эдикты претора.
Кодификации римского права
К известным кодификациям римского права могут быть отнесены:
- Законы $XII$ таблиц. Это свод законов Древнего Рима, в котором на медных многогранных досках были записаны общеобязательные правила поведения. Данные правила были выставлены на центральной городской площади. В Законах $XII$ таблиц было несколько разделов: о вызовах в суд, о вершении исков, о рабстве из долгов, о порядках манципации при сделках, о семейных делах, о пользовании земельными участками, о воровстве, об оскорблении личности, об уголовных наказаниях, о порядках похорон и церемоний, о публичных делах в городе и о не испрашивании привилегий;
- кодификация, произведенная императором Юстинианом — Corpus Iuris civilis. Представляла из себя Свод норм гражданского права;
- литературные труды известных римских юристов: Тита Ливия, Аммиана Марцеллина, Цицерона.