Главным и единственным источником права в России был и остается нормативно-правовой акт, в отличие от стран англо-саксонской системы права (США, Великобритания), в которых источником права является прецедент.
Такой источник права как нормативный договор, также как и судебные прецеденты или иные обычаи в Российской Федерации не распространены, хотя и имеется некоторая тенденция к их использованию.
Система источников права
В иерархию правовых источников Российской Федерации входят:
- Конституция России;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- указы Президента России;
- постановления Правительства России;
- акты министерств и ведомств;
- законы субъектов федерации;
- подзаконные акты органов власти субъектов РФ;
- локальные нормативные акты.
Понятие источников права
Конституция России остается источником с высшей юридической силой. Она имеет прямое действие, в ней закрепляются:
- основы экономического строя;
- основы политического режима;
- базовые права и свободы гражданина и человека;
- система органов государственной власти в стране.
Никакие иные нормативные источники права не должны противоречить Конституции.
Федеральные конституционные законы издаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции. Для них характерна более сложная процедура принятия и изменения. Например, федеральным конституционным законом является закон о судебной системе в РФ.
Действие федеральных законов распространяется на всю территории страны, однако они легче поддаются изменениям, чем конституционные законы. Федеральные законы регулируют наиболее важные сферы общественных отношений. Например, уголовно-процессуальный кодекс РФ является по своей сути федеральным законом.
Нормативные указы Президента страны ниже по своему значению чем федеральные законы, однако они наделены высшей юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным актам. Их действие также распространяется, как правило, на территорию всей страны.
Аналогичным образом нормативно-правовые постановления Правительства издаются по исполнении федеральных законов, Конституции и указов президента, и находятся на более низкой с ними ступени по юридической силе.
Форму приказов, инструкций или писем имеют нормативно-правовые источники, исходящие из конкретных ведомств. Например, федеральная налоговая служба в своих письмах может разъяснять порядок и сроки начисления и выплат определенных видов налогов.
Закон субъекта Российской Федерации принимается законодательными органом субъектов может регулировать такие вопросы, которые являются:
- исключительным ведением субъекта РФ;
- совместным ведением Российской Федерации и субъектов.
Закон субъекта федерации не должен противоречить Конституции РФ и федеральным законам, а также является общеобязательным для исполнения на территории этого субъекта.
Среди законов в субъекте РФ могут быть выделены такие законы, которые сами по себе обладают более высокой юридической силой по отношению к остальным законам субъекта на его территории - это конституции республик и уставы других субъектов федерации.
Локальными нормативными актами регулируются отношения в конкретных организациях и ведомствах. Например, порядок аттестации прокурорских работников определяется приказом Генерального прокурора РФ.
Самостоятельное положение среди источников права России занимают международные договоры и признанные Россией нормы международных актов и Конвенций. В соответствии с Конституцией России нормы данных актов имеют большую силу, чем законы страны.