Понятие источника права
Источник права как понятие в юридической литературе несет две основные смысловые нагрузки:
- Источник права является базой правового производства, когда государство в источниках права закрепляет свою волю и защищает интересы общества.
- Источник права, воплощающий свою юридическую основу. В данном случае источник права является результатом правотворческой деятельности.
Таким образом, понятие источник права с правовой точки зрения следует понимать как форму выражения, способ закрепления правовых норм, которые исходят от государства или структур его представляющих.
Понятие мусульманского права и его источников
Мусульманское право или как его еще называют «ал-фикх» является комплексом социальных установок, основой которых стали религиозные мусульманские постулаты, которые имеют статус юридических абсолютных норм.
Исходя из определения мусульманского права его источниками считаются религиозные нормы, отраженные в основных религиозных мусульманских источниках.
Следует отметить, что источники мусульманского прав в разных исламских странах применяются в различной мере. Где-то они признаются неоспоримым, регламентирующими все сферы жизни людей, в других странах нормы мусульманского права регламентируют в основном правила личной жизни человека, такие как правоспособность, родственные и брачные отношения, права наследования и завещания.
Признаки источников мусульманского права
Исследователи выделяют ряд особенностей в источниках мусульманского права.
- Нормативность, то есть закрепленность в определенных нормах;
- Определенность, которая предполагает четкость прописанных позиций, невозможность двойной трактовки;
- Обязательность применения для всех участников правоотношений;
- Всеобщность, то есть охватывает все субъекты и объекты права;
- Устойчивость или неизменность в зависимости от времени и обстоятельств;
- Прочность или как некоторые ученые указывают непоколебимость.
Деление источников мусульманского права
- Основным источником мусульманского права считается Коран – священная книга для мусульман. Не точность трактовок содержания норм данной священной книги, их малый объем обусловили, то что Коран не является юридическим документов, но служит основой для юридического закрепления норм в нем содержащихся.
- Сунна, которая состоит из хадисов – преданий о жизни пророка Мухаммеда, тоже является одним из основных источников права в мусульманском мире, но по тем же причинам, что и Коран не является юридическим документом.
- Иджма явялется следующим по значимости источником мусальманского права. Она представляет из себя решение авторитетных представителей исламского мира. Пророк Мухаммед полагал, что решение общины не может быть ошибочным, так и сложился юридический обычай выступать отдельным авторитетным представителям от имени всей общины и выносить свое решение.
- Кийяс в мусульманском праве понимается как решение сделанное по аналогии, где объектом правового анализа является религиозная идея, которая имеет абсолютный характер.
Помимо основных источников мусульманского права исследователи выделяют ряд источников вторичного значения. К их числу относят нормативно-правовой акт, который, с одной стороны, содержит нормы дополняющие и конкретизирующие религиозные источники права, с другой, нормы противоречащие основным источникам права.
В случае, когда нормативно-правовые акты противоречат основным религиозным источникам права, большинство правоведов сходятся во мнении, что тогда их не следует относить к источникам мусульманского права.
Базовым источником мусульманского права считается религиозно-правовая доктрина, которая обуславливает своеобразие развития данного права.
Большую роль в регулировании мусульманского права играет правовой обычай. Однако, исламские правоведы не относят его к мусульманским источникам права, но признают возможность использования при решении спорных вопросов.