Понятие информационного права и безопасности
Информационное право – это отрасль юридической науки, которая изучает совокупность правовых норм, регулирующих информационные отношения общества, и содержит предписания, относящиеся к информационной деятельности. Информационная деятельность заключается в поиске, передаче, распространении и производстве информации, применении информационных технологий и защите информации.
Информационная отрасль является молодой, но достаточно сложной отраслью права, которая регулирует информационную деятельность общественной жизни страны во всех сферах. Данная отрасль гарантирует гражданам реализацию их прав и свобод, эффективность ее работы во многом определяет жизнь государства.
Безопасность – это состояние защищенности, определяемое защитой таких факторов, как: интересы государства, личности, общества, их защита от внешних и внутренних опасностей. Она достигается путем проведения единой политики государства в сфере обеспечения мер организационного, политического и экономического характера.
12 мая 2009 года Указом Президента Российской Федерации под № 537 была утверждена Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года. Данным Указом информационная среда выделена в отдельную область, на которую направлены усилия и ресурсы по обеспечению национальной безопасности.
09 сентября 2000 года Президент РФ утвердил Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, в которой определены задачи, цели, принципы и основные положения в обеспечении безопасности страны.
Информационная безопасность
Информационная безопасность – это состояние защищенности государственных интересов в информационной сфере, которые определяются комплексом соразмеренных интересов государства, личности и общества.
Интересы государства в информационном праве выражаются путем создания условий для пропорционального развития информационной платформы для осуществления конституционных прав и свобод гражданина и человека в сфере получения и использования информации, с целью надежности и прочности конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета государства, для экономической, социальной и политической стабильности, обеспечивая ее правопорядок, законность и развитие взаимовыгодного международного сотрудничества на равных правах.
Интересы общества в информационном праве представляются обеспечением интересов личности в этой области, стабилизации демократии, основании социального правового государства, налаживании и поддержании согласия в обществе.
Интересы личности в информационном праве ориентированы:
- на осуществление конституционных прав человека и гражданина;
- на праве доступа к информации, на ее использовании в личных интересах и целях, не противоречащим законодательству в духовном, интеллектуальном и физическом развитии;
- на защите информации, которая обеспечивает личную безопасность.
Виды угроз информационной безопасности страны
В сфере информационной безопасности страны выделяют следующие виды угроз:
- угроза правам и свободам граждан в сфере информационной деятельности и духовной жизни, общественному, индивидуальному и групповому сознанию, духовному возрождению государства;
- угрозы государственному информационно-политическому обеспечению;
- угрозы развитию индустрии средств информатизации и информации, связи и телекоммуникаций, обеспечению требований внутреннего рынка и его продукции, а также выходу этой продукции на международный рынок, эффективности использования, накоплению и сохранности информационных ресурсов;
- угрозы безопасности телекоммуникационных и информационных систем и средств, как создаваемых, так и уже действующих на территории государства.
Угрозами конституционным правам и свободам граждан в сфере информационной деятельности и духовной жизни могут выступать:
- создание концернов на формирование, получение и распространение информации на территории страны с помощью телекоммуникаций;
- противостояние криминальных групп;
- осуществление гражданами своих конституционных прав на семейную и личную тайну, которая содержится в переписке, телефонных разговорах и других сообщениях;
- неоправданное ограничение доступа к необходимой общественной информации;
- применение незаконных средств влияния на сознание общественности; неисполнение государственными органами власти и местного самоуправления требований законодательства, которое регулирует информационную сферу.
Угрозами государственному информационно-политическому обеспечению могут явиться монополизация рынка информации, секторов местными и заграничными информационными структурами; воспрепятствование деятельности федеральных средств массовой информации по извещению зарубежной и российской аудитории. Серьезную угрозу представляет собой низкая эффективность политики государства, сюда входит нехватка квалифицированного персонала, неусовершенствованная система создания и осуществления информационной политики государства.
Угрозами развитию информационной индустрии, связи и телекоммуникации является ограниченный доступ России к инновационным технологиям информации; создание условий для увеличения зависимости России в технологическом плане; покупка импортных средств информатизации, связи и телекоммуникации, учитывая наличие в стране подобных технологий, с аналоговыми качествами; вытеснение с российского рынка отечественных средств информатизации; выезд за границу квалифицированных специалистов и собственников продуктов интеллектуальной собственности.
Угрозами безопасности телекоммуникационных и информационных систем являются противоправное использование информации и противоправные сборы; нарушение технологий обработки информации; внедрение программных и аппаратных компонентов продуктов, которые документально не зафиксированы; уничтожение, хищение, повреждение или разрушение машинных и других носителей информации; перехват информации; использование нелицензированной информации.