Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Государственный строй Второй Германской империи 1871-1914 гг.

Государственный строй и форма правления Второй Германской империи

Замечание 1

Государственный строй Второй Германской империи – это особенности государственного правления, осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти в Германии в 1871-1914 гг.

Формой государственного устройства Германской империи 1871-1914 гг. являлась своего рода федерация, в которой состояли 22 монархии и 3 республики (вольные города). Ее отличительная черта - гораздо более широкие полномочия федеральных органов, нежели, например, в Америке. Государства, которые составили союз, потеряли свой суверенитет. На протяженности всей союзной территории империя обладала определенным правом законодательства. Преимущества перед областными законами имеют законы империи (ст. 2 Конституции).

В компетенция органов власти (согласно ст. 4 Конституции) входили:

  • армия и военный флот;
  • общее законодательство о судопроизводстве;
  • банк;
  • пути сообщения;
  • почта и телеграф;
  • система мер и весов.
Замечание 2

В сферу компетенции государств империи входило только решение вопросов, касавшихся администрации, народного просвещения, а также церковного устройства.

Субъекты федерации были неравноправны. В большой степени это касалось Пруссии, являвшейся крупнейшим государством как по количеству населения, так и территориально. Прусский король являлся германским императором, в Союзном совете Пруссия имела значительное превосходство в количестве голосов. Как следствие, изменять Конституцию без согласия Пруссии было нельзя: для этого нужно было не менее 14 голосов в Союзном совете (ст. 78 Конституции), в то время как Пруссия уже имела там свои 17 голосов.

Формой правления воссоединенной Германии являлась дуалистическая монархия, важную ролью в которой играл император. 4-й раздел Конституции был посвящен полномочиям императора, являющимися такими обширными, что делали власть главы государства силой, доминирующей над всеми другими элементами государственного механизма.

«Государственный строй Второй Германской империи 1871-1914 гг.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Бесспорным главой исполнительной власти был император. Только он мог назначать главу правительства (имперского канцлера) или других должностных лиц (ст. 18 Конституции).

Без императора не могла также действовать и законодательная власть: император созывал, открывал, закрывал Рейхстаг и Союзный совет, или отсрочивал их сбор. Законопроекты, которые разрабатывал Союзный совет, вносились на рассмотрение в Рейхстаг от имени императора. По конституции, император обладал правом обнародовать имперские законы и следить за их исполнением.

Исключительной была и правовая позиция канцлера: он проводил в жизнь исполнительную власть от имени императора. Император назначал и увольнял в отставку представленных канцлером глав административных ведомств - статс-секретарей по:

  • иностранным делам;
  • внутренним делам;
  • адмиралтейству;
  • юстиции;
  • казначейству;
  • колониям.
Замечание 3

Канцлер был уполномочен самостоятельно решать участь любого законопроекта, так как одновременно занимал должность председателя Союзного совета.

Законодательная власть

Согласно Конституции 1871 г., законодательная власть была сосредоточена у двух палат – Бундесрата (Союзного совета) и Рейхстага. Они не имели, по Конституции, общего названия и даже правовое положение этих палат рассматривалось в разных разделах (Союзного совета – в 3-м, а Рейхстага – в 5-м).

Союзный совет, состоявший из представителей от отдельных германских государств (неравных по количеству), имел право досрочно распустить Рейхстаг. В то же время, сам он не подлежал роспуску.

Бундесрат владел законодательными полномочиями и судебными функциями: он занимался разрешением всех споров, возникавших между государствами Союза и имперским правительством. Если каким-либо судом страны было отказано кому-нибудь в защите его интересов или в случаях, когда спор между отдельными государствами федерации не получал законного разрешения, Бундесрат, согласно Конституции, являлся высшей судебной инстанцией. Рейхстаг (нижняя палата) состоял из 397 депутатов, формально выбираемых всеобщим, прямым или тайным голосованием. Рейхстаг, имевший право законодательной инициативы, использовал его очень редко. Его постоянной работой было обсуждение и принятие правительственных законопроектов.

По Конституции была разрешена критика правительства в форме депутатских запросов. Но правительство, несшее ответственность перед парламентом, продолжало оставаться у власти, а Рейхстаг, в случаях несогласия с политической позицией правительства, распускался.

Военному делу посвящалась XI глава Конституции.

Гибкость Конституции на деле была кажущейся: для принятия поправки к ней требовалось решение Рейхстага и Бундесрата (обычное большинство голосов), но изменения Конституции считались отклоненными (ст. 78), в случаях, когда против них голосовало 14 членов Союзного совета. Следовательно, Пруссия, имевшая в совете 17 голосов, обладала значительными и исключительными правами.

Принятая в период Нового времени, Конституция объединенной Германии имела существенные отличия от конституций стран, прошедших через более радикальные буржуазные революции. Особенно это касается принципа разделения властей, не проведенного в данной конституции.

Местные органы управления

Серьезных перемен в управлении отдельными государствами, которые вошли в состав империи после объединения Германии, не произошло. При жестком контроле центрального правительства над деятельностью местных органов власти, все государства продолжали жить по конституциям, которые были приняты еще до образования империи.

Тем не менее, единая Германия, основанная на сильной императорской власти с хорошо вооруженной и организованной армией, не была защищена от военных столкновений с другими европейскими державами. Германия позже всех крупных европейских государств начала трансформироваться в колониальную державу. Это был болезненный переход для страны, поскольку весь мир был уже практически разделен.

Такая ситуация вынуждала Германию проводить политику, не устраивавшую другие европейские народы:

  • заключение тайного союза с Австро-Венгрией против России (1879 г.);
  • заключение тайного союза с Италией и Австро-Венгрией против Франции и России;
  • активный захват территорий в Китае и Африке.

Разногласия между европейскими государствами и Германией привели к Первой мировой войне (1914 г.), в дальнейшем сбросившей политический режим Второго рейха.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 10.09.2019
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot