Понятие и общая характеристика государственных услуг, предоставляемых в Российской Федерации
Государство в лице своих органов и соответствующих должностных лиц, в силу известной публичности рассматриваемого института, обладает монополией на предоставление гражданам и юридическим лицам отдельных видов помощи и услуг, получивших, в этой связи, наименование государственных или муниципальных услуг.
В последние годы, в связи с активно проводимой реформой предоставления таких услуг в РФ, направленной на планомерное повышение качества, доступности и эффективности предоставляемых государственных услуг, обозначенное словосочетание активно входит в обиход российских граждан, а общий объем ежегодно предоставляемых услуг исчисляется миллионами единиц.
Само понятие государственной услуги, в общем виде может быть сформулировано следующим образом:
Государственная услуга – это определенная деятельность, субъектом осуществления которой выступает Правительство РФ, Федеральные министерства, службы и агентства, региональные органы исполнительной власти, различные фонды, и т.д., в процессе реализации государственных функций, предусмотренных действующим законодательством РФ.
При этом необходимо обратить внимание на то, что обязательным условием оказания государственной услуги выступает наличие запроса заявителя-гражданина или юридического лица, поступившее в установленном порядке в компетентный орган государственной власти или местного самоуправления.
Продолжая характеристику государственных услуг в РФ необходимо также обратить внимание на то, что большое внимание в сфере их нормативно-правового регулирования, а также доктринального изучения уделяется вопросам стандартизации – то есть нормативного установления общих требований к объему, качеству и условиям предоставления государственных услуг, для целей обеспечения единообразия процесса их предоставления на всей территории нашей страны.
В свою очередь, наряду с обозначенной общей целью, задачами стандартизации процесса предоставления государственных услуг также выступают:
- Защита законных интересов физических и юридических лиц, как потребителей государственных услуг;
- Искоренение негативной практики навязывания государственных услуг потребителям, а равно предоставление таких услуг, которые не входят в сферу профессиональной или служебной компетенции государственного органа;
- Обеспечение повышения качества государственных услуг, что особенно важной в условиях фактической государственной монополии на их предоставление – в отличие от сферы оказания любого иного рода услуг, на рынке предоставления государственных услуг у органов государственной власти и местного самоуправления конкуренты отсутствуют, поэтому классические рыночные механизмы обеспечения качества и конкурентоспособности оказываются неэффективны и т. д.
Система государственных услуг в РФ
Исходя из содержания приведенного выше определения, а также с учетом обозначенных признаков можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что системы государственных услуг представляет собой простую совокупность действий, которые могут быть совершены в пользу граждан или юридических лиц теми или иными органами государственной власти.
При этом следует обратить внимание на то, что подобный подход к характеристике системы государственных услуг является жизнеспособным, но не единственными – в качестве альтернативного классификационного критерия для анализа системы государственных услуг может выступать субъектный состав их потребителей.
Так, при таком подходе государственные услуги могут быть подразделены на:
- Гос. услуги, оказываемые неопределенному кругу лиц – то есть те действия, которые сами по себе создают организационно-правовые условия для получения гражданами и их объединениями определенных преимуществ (в т. ч. иных услуг), в соответствии с интересами и потребностями последних;
- Государственные услуги, оказываемые конкретному потребителю, в качестве которого, как было отмечено выше, могут выступать как граждане, так и их объединения – юридические лица.
Подобный подход незаслуженно оставлен без внимания в современной административно-правовой доктрине, в связи с чем, при разговоре о государственных услугах соответствующий термин, как правило, понимается именно во втором значении.
Особенности предоставления государственных услуг населению в РФ
Важной характеристикой государственных услуг выступают особенности их непосредственного предоставления населения, в качестве которых, в общем виде, могут быть названы следующие признаки:
- Предоставление государственной услуги, в конечном итоге, всегда носит индивидуальный характер – то есть необходимо наличие запроса конкретного физического или юридического лица, которое, в свою очередь, признается потребителем такой услуги;
- Сам по себе запрос на получение гос. услуги тоже является своеобразной особенностью процесса предоставления, поскольку выступает актом реализации прав граждан и юридических лиц на получение соответствующих услуг;
- Государственная услуга в настоящее время может быть предоставлена потребителю как в самом уполномоченном органе государственной власти, так и дистанционно, но в любом случае – от имени компетентного органа;
- Публично-правовой характер деятельности государства и предоставляемых им услуг обуславливают принципиальную невозможность передачи их выполнения в руки негосударственных организаций и объединений и т. д.
Иными словами, говоря об особенностях предоставления государственных услуг, представляется целесообразным обратить внимание на то, что они обнаруживаются как с точки зрения организационных вопросов предоставления таких услуг, так и с позиции экономической эффективности и целесообразности, при безусловном учете публичного характера любой государственно-властной деятельности.