Управление финансами
Управление финансами - это процесс планирования вложений и трат средств, организация координации контроля над выполнением запланированных мероприятий в отношении всех финансовых отношений. Данный процесс основан на изучении объективных закономерностей в развитии жизни населения и общества в целом.
Управление финансами определено исторически и происходит с помощью целенаправленного воздействия специальных подходов и методов на финансовые отношения. Отношения между субъектами, которые связаны с организацией процесса распределения и использования финансов называют финансовыми отношениями. Все финансовые взаимоотношения внутри государства и вне его подчиняются экономической политике РФ.
Главной задачей экономической политики является определение объема национального дохода, требующего распределения или перераспределения через финансовую систему. Уровень данных распределений зависит от доли участия государства в финансировании социальных расходов и накоплений, как главного ресурса производственного инвестирования и источника научно- технического прогресса.
Финансовая система – это все виды финансовых отношений, распределенных на четыре сферы влияния:
- финансы государства - федеральный бюджет, внебюджетные фонды государства, государственный кредит;
- местные финансы регионов - региональный бюджет, внебюджетные фонды регионов, муниципальные займы;
- капитал юридических лиц - доходы всех видов предприятий и учреждений, которые осуществляют коммерческую деятельность на территории РФ; финансы некоммерческих предприятий, учреждений, организаций; финансы объединений, осуществляющих общественную деятельность;
- финансы граждан – средства физических лиц.
Специальные органы управления финансами
В Российской Федерации уполномоченные осуществлять управление финансами органы обладают определенной структурной формой. В начальной и конечной стадиях, а именно, формирование и утверждение государственного бюджета, утверждение отчетности о его исполнении осуществляется на уровне Федерального Собрания РФ и Президента РФ.
Министерство финансов РФ осуществляет управление федерального казначейства, которое ответственно за кассовое исполнение бюджета. Его органы на местах являются важнейшими финансовыми органами, которые управляют финансами, а также отвечают за финансовую политику государства.
Задачи Министерства финансов РФ:
- разработка и реализация единой финансовой государственной политики;
- составление и исполнение проекта федерального бюджета;
- обеспечение финансовой стабильности государства;
- принятие мер для развития финансового рынка, роста эффективности хозяйствования;
- целенаправленное спонсирование общих государственных потребностей, также сосредоточение финансов на важнейших сферах социально-экономического развития РФ и ее регионов;
- разработка предложений по привлечению иностранных кредитов в экономику государства;
- разработка и совершенствование современных методов бюджетного планирования;
- контроль за целевым и рациональным расходованием бюджетных средств, федеральных средств внебюджетных фондов.
Структура Министерства финансов РФ включает в себя важнейшие департаменты: бюджетный департамент; департаменты, осуществляющие финансирование по соответствующим отраслям; департамент внешнего долга и иностранных кредитов; налоговый департамент; департамент ценных бумаг государственного значения.
Министерство РФ по налогам и сборам осуществляет надзор и контроль за:
- выполнением законодательных норм о налогах и сборах;
- точностью расчета, своевременностью и полнотой внесения средств в определенный налоговый бюджет;
- различными обязательными платежами, предусмотренными законодательством РФ;
- производством и оборотом спиртосодержащей и табачной продукции;
- соблюдением норм валютного законодательства РФ, находящихся в компетенции налоговой службы.
Федеральная служба страхового надзора производит контроль и надзор над страховой деятельностью. К основным функциям Федеральной службы страхования относятся: выдача, отказ в выдаче лицензий, аннулирование, восстановление, приостановление, ограничение, действия лицензий; ведение реестра объединений субъектов страхового дела; ведение единого государственного реестра; выдача квалификационных аттестатов и их отзыв; осуществление контроля за соблюдением страхового законодательства; анализ полученной отчетности, представляемой субъектами страхового дела; предписания субъектам страхового дела при нарушении ими страхового законодательства; обращение, в случаях нарушения закона, в суд с исками о ликвидации субъекта — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве предпринимателя; разработка предложений по совершенствованию страхования.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции контроля и надзора в финансово-бюджетной области, а также органа валютного контроля. Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма. Федеральное казначейство РФ осуществляет функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной системы РФ, по обеспечению исполнения федерального бюджета, по контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета.