Формы государственного правления
Форма государственного правления – это определенная структура высших органов государственной власти, процесс образования и распределения между ними компетенции.
Основные формы правления - монархия и республика.
Монархия - это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью либо частично принадлежит одному человеку и передается по наследству.
Виды монархии:
- сословно-представительная – к управлению государством монарх привлекает сословно-представительные органы, существовала до периода абсолютизма, постепенно видоизменилась в абсолютную монархию, в современном мире сохранилась в Саудовской Аравии, Ватикане (являются теократическими государствами, когда во главе стоит церковь);
- абсолютная – власть монарха ничем не ограничена (исключение, естественное право), присутствует в арабских и африканских странах;
- конституционная – власть монарха ограничена конституцией, защищающей органы народного представительства.
Монарх обладает полной неприкосновенностью и особым статусом.
Республика – это форма правления, при которой глава государства избирается представительными органами власти или народом.
Виды республики:
- президентская (дуалистическая) – характеризуется строгим разделением исполнительной, законодательной и судебной власти, президент формирует правительство, он не имеет право распускать парламент, импичмент применяется по правовым соображениям (не политическим);
- парламентская – правовое положение главы государства имеет много схожего с положением монарха; ключевая фигура – глава правительства, правительство формирует партия, победившая на парламентских выборах.
В настоящее время во многих странах распространена парламентарная монархия (Великобритания, Нидерланды, Испания, Бельгия и др.).
Для смешанных республик характерны гипертрофированные полномочия президента. Президент чаще всего соединяет полномочия: от парламентской республики - полномочия распускать парламент; от президентской республики - полномочия президента в сфере исполнительной власти. Президент формирует и руководит деятельностью правительства. Премьер-министр обладает слабой властью. Правительство несет политическую ответственность перед парламентом. В настоящее время смешанная республика присутствует в большинстве стран СНГ.
Государство – это способ организации общества, публичной политической власти, которая распространяется на все общество, выступает официальным представителем, в необходимых случаях опирается на средства и меры принуждения. Государство, как управляющая обществом система, обладает специальными органами для реализации своих полномочий.
Основные направления деятельности государства: внутренние - в пределах данного общества; внешние - межгосударственные отношения.
Внешние и внутренние направления деятельности государства тесно взаимосвязаны и взаимозависимы между собой.
Нетрадиционные формы государственного правления
Основны виды нетрадиционных форм государственного правления:
- президентская монократическая республика - однопартийный политический режим, парламент реальных полномочий не имеет, партийный лидер провозглашается пожизненным президентом (Малави, Заир);
- диктатура – вся полнота государственной власти принадлежит диктатору или одному классу (диктатура пролетариата);
- олигархия - власть сосредоточена в руках олигархов, соответствует их личным интересам;
- плутократия – решения правительства определяются влиятельным классом богатых людей, существует глубокое социальное неравенство и низкая социальная мобильность;
- тирания – основывается на единоличном правлении и устанавливается насильственным путём.
Тенденции развития различных форм правления
В развитии современного государства выделяют несколько тенденций развития форм правления. Основной тенденцией в развитии государств является стремление к формированию подлинно правового и демократического государства, что находит отражение в конституциях большинства европейских стран.
Конституция РФ провозглашает страну правовым, демократическим и федеративным государством, имеющим республиканскую форму правления.
Основные тенденции развития государств:
- Демократическая ограниченность суверенитета государства, сменяющая абсолютный суверенитет. Решение отдельных вопросов требует разумного самоограничения суверенитета.
- Децентрализация государственной власти. Для придания местным структурам большей самостоятельности при принятии решений и демократических начал между высшими государственными структурами перераспределяется власть.
- Интеграция политической и экономической жизни. Увеличении числа государств Европейского Сообщества.
- Возрождение национальных интересов.
- Дезинтеграция государств на более мелкие образования. На основе распавшихся федераций создаются самостоятельные государства, из унитарных государств выделяются автономии, им предоставляются широкие полномочия, вплоть до создания самостоятельного государства. Процессы дезинтеграции, как правило, сопровождаются этническими конфликтами, значительно подрывающими стабильность политической системы. Политологи указывают на необходимость обозначения границ для государств, которые образуются на основе национально-политических движений.
- Стремление к собственной идеологии, объединяющей общество. Если не существует какой-либо объединяющей идеи для государства, оно теряет свою интеграционную функцию. Любому многонациональному государству необходима общая идея, объединяющая разные народы, народности, нации, которая укрепила бы общность исторической судьбы разных национальных и социально-политических сил, укрепила основы патриотизма. Наличие общей идеи способствует укреплению стабильности государства.
- Сокращение бюрократического управленческого аппарата, уменьшение расходов на их содержание.