Сущность и особенности договора на оказание рекламных услуг
Договор на оказание рекламных услуг представлен соглашением, на основании которого исполнитель, то есть тот, кто занимается распространением рекламы, обязуется в соответствии с заданием рекламодателя, выступающего в качестве заказчика, распространить рекламную информацию на конкретной территории и в указанные в соглашении сроки. В свою очередь, рекламодатель должен эти действия оплатить.
В качестве сторон договора выступают:
- Заказчик, то есть, рекламодатель.
- Исполнитель, то есть рекламораспространитель.
В качестве сторон могут выступить индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Договор предполагает участие нескольких лиц на стороне рекламодателя и на стороне распространителя рекламы. По обязательствам, взятым на себя, они выступают в качестве солидарных должников.
Существенное условие договора – это его предмет в виде нематериальных услуг. То есть, реализуется продажа не результатов деятельности, а продажа самих действий. Соглашение заключается обязательно в письменном виде.
В статье 780 Гражданского Кодекса РФ прописано общее правило, заключающееся в наличии обязанности личного исполнения обязательств по вопросам оказания услуг, в случае если договор не предусматривает иного. Тем не менее, в данном случае нет никаких лично-доверительных отношений.
Соответственно, договор на оказание рекламно-информационных услуг с одной стороны заключается заказчиком в виде рекламодателя, а с другой стороны – исполнителем в виде распространителя рекламы.
Интересно, что исполнитель может выступать одновременного и производителем рекламы. В данном случае договор на оказание рекламных услуг будет заключен не только на распространение, но также и на изготовление рекламы. В таком случае он классифицируется, как смешанный.
Объект, информация о котором, доводится до сведения потребителей, выступает в виде условия, которое в обязательном порядке должно быть включено в договор на оказание рекламных услуг. Отсюда можно сделать вывод, что в качестве такого объекта могут выступать:
- Исполнитель, изготовитель рекламы и продавец.
- Товар.
- Средства, которые индивидуализируют конкретный субъект предпринимательской деятельности. Это могут быть товарные знаки, названия компаний и пр.
- Результаты интеллектуальной деятельности.
- Соревнования, конкурсы, проводимые концерты и прочие материалы.
С учетом того, что в Гражданском Кодексе РФ данный тип договора не выделяется, то на него будут распространяться требования, которые предъявляются к договорам возмездного оказания услуг. В результате суть оказываемой услуги и его предмет, включая конкретные действия исполнителя, будут выступать в виде существенного условия.
Условие о сроке станет существенным условием также в ситуации, когда договор будет классифицирован в виде смешанного и в нем будут иметься признаки договора подряда, при которых исполнитель, например, обязуется изготовить рекламу.
Согласно статье 780 ГК предусматривается обязанность личного исполнения обязательства, связанного с оказанием услуг, в случае, когда иное не предусмотрено договором. При этом лично-доверительных отношений тут нет. Заказчик заинтересован не в услуге, как в таковой, а в услуге, которая оказывается конкретным специалистом. Есть обязательства, в которых личное исполнение не обладает каким-либо значением. К таким принято относить и рекламу. В данном случае услуга не сводится к личному исполнению. Она выступает в качестве деятельности компании в целом, а не в деятельности отдельных сотрудников.
Перевод долга, то есть, обязанности, либо иной способ перемены лиц на стороне исполнителя в обязательствах возмездного оказания услуг, в соответствии с общим правилом, запрещается. Стоимость оказываемых услуг будет определяться согласно с условиями соглашения сторон.
Обязанности и права рекламораспространителя
На рекламораспространителя возложены следующие обязанности:
- Личное оказание услуг. То есть, исполнитель не сможет передавать свои обязанности, связанные с оказанием услуг, третьим лицам. В случае, если результат не будет достигнут, то риск будет лежать на заказчике. Обязанности исполнителя конкретизируются за счет указания формы рекламы, характеристик места, средств и способов ее распространения, а также сроков, частоты и длительности осуществления рекламных действий.
- Возмещение убытков заказчику, которые возникли в результате того, что исполнитель отказался от исполнения договора.
- Хранение материалов и их копий, которые содержат рекламу, включая все дальнейшие изменения, в течение 365 суток с момента последнего распространения рекламы.
- Представление документов по требованию государственных контролирующих органов. Это могут быть звукозаписи, видеозаписи, а также прочие данные, которые связаны с рекламой.
Права распространителя рекламы включают в себя отказ от исполнения договора при условии, что заказчику будут возмещены все понесенные убытки (вкупе с упущенной выгодой).
Обязанность и права рекламодателя
В список обязанностей рекламодателя входят:
- Оплата оказанных услуг в порядке и в срок, что прописаны в заключенном договоре.
- Оплата услуг в полной мере при невозможности у исполнителя т сделать это. Возникает такое событие по вине рекламодателя, в случае, когда иное не предусматривается договором.
- Возмещение расходов, понесенных распространителем рекламы, в случае если невозможность исполнения обязательств возникла из-за непредвиденных обстоятельств, за которые ни одна сторона не несет ответственность (когда иное не предусматривается в законодательстве или договором).
Рекламодатель имеет право на отказ от исполнения условий договора при условии, что исполнителю будут выплачены расходы, которые он понес. Иногда эти затраты также включают в себя и возмещение реального ущерба.