Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Договор коммерческой концессии

Понятие договора коммерческой концессии

Замечание 1

Договор коммерческой концессии - это возмездный, взаимный и консенсуальный предпринимательский договор, благодаря которому осуществляется предоставление ряда исключительных прав на средства индивидуализации и результаты интеллектуальной деятельности одной стороной с целью использования их в предпринимательской деятельности другой стороной.

Согласно договору коммерческой концессии, правообладатель обязуется предоставить второй стороне право использовать в предпринимательской деятельности все принадлежащие ему исключительные права правообладателя, в том числе на знак обслуживания, на товарный знак, на другие, предусмотренные документом объекты исключительных прав (включая, секрет производства, коммерческое обозначение и др.). Вознаграждение за право пользования может осуществляться в определенный, прописанный в договоре, срок (или без его указания) (ст. 1027 Гражданский кодекс).

Правообладатели используют концессии для получения дополнительных доходов, для эффективного освоения рынков сбыта с минимальными затратами. Для концессионеров-пользователей бизнес под знаменитой и известной маркой является благоприятным фактором осуществления инвестиций, получения прибыли и коммерческой перспективы.

Опора на известное имя, опыт и ресурсы основной компании, обеспечивают со стороны потребителя высокое доверие. Усилия широкого ряда лиц приводят к значительным эффектам, которые укрепляют позиции всех участвующих концессионной сети. Однако выступление под одним брэндом пользователя и правообладателя не должно отождествляться, так как в хозяйственном обороте они участвуют отдельно друг от друга.

Элементы договора коммерческой концессии

Сторонами договора являются независимые и аффилированные лица.

Стороны договора коммерческой концессии:

  1. Франчайзер, или правообладатель – это компания, имеющая высокую репутацию и обладающая известной торговой марки. Им может стать владелец исключительных имущественных прав, лицо, получившее производные права на имущественные соответствующие права (лицензиар). Условия предоставления прав должны соответствовать лицензионному договору.
  2. Пользователь (концессионер или франчайзи) – это лицо, заинтересованное в том, чтобы вести предпринимательскую деятельность под брэндом (маркой) известной компании и согласно концепции правообладателя.
«Договор коммерческой концессии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Сторонами договора могут выступать граждане – индивидуальные предприниматели и коммерческие организации (ст. 1027 Гражданского кодекса). Участие некоммерческих организаций в качестве правообладателей или пользователей исключается. Стороной договора не может стать гражданин, не обладающий статусом предпринимателя.

Франчайзинг (коммерческая концессия) используется для распространения различных продуктов: потребительских и промышленных товаров, услуг, бизнес-процессов и методов производства. Нормы Гражданского кодекса могут применяться только к объектам, охраняемым нормами об интеллектуальной собственности.

Договор коммерческой концессии является исключительно возмездным. Существенным условием договора является размер вознаграждения, который специально оговорен сторонами. Вознаграждение чаще всего комплексное, включает ряд выплат. Договором могут устанавливаться регулярные платежи на покрытие расходов франчайзера, связанных с развитием и поддержанием франчайзинговой системы, например, за предоставление стартового пакета и право открыть концессионное предприятие - разовая выплата. К установлению разовых и периодических выплат существуют 2 подхода: паушальный платеж и роялти.

Предмет и объект договора коммерческой концессии

Предметом договора являются:

  • комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю;
  • право на знак обслуживания, товарный знак, другие объекты исключительных прав.

Состав комплекса прав, предоставляемых пользователю, является важным условием договора коммерческой концессии. Обязательной составляющей предмета договора выступает товарный знак. К договору, который не включает знак обслуживания (товарный знак), нормы о коммерческой концессии применяются только по аналогии. Предоставление права на использование товарного знака является необходимым, но не достаточным предметом договора.

Совокупность исключительных прав включает факультативные объекты: изобретения, полезные модели, коммерческие обозначения, промышленные образцы, коммерческую информацию. Объекты исключительных прав должны быть поименованы в тексте договора, подробно индивидуализированы через указание номера, даты выдачи документа, подтверждающего исключительное право на данный результат или средство (свидетельство, патент).

Объектом договора является не все фирменное наименование с его атрибутами, а только отдельные элементы, индивидуализирующие предпринимателя в качестве участника гражданского оборота среди иных предпринимателей подобной организационно-правовой формы.

Значительным для данного обязательства является условие о природе предпринимательской деятельности (об организационных, экономических, материальных и других характеристиках предприятия, на базе которого бут вестись бизнес (сфера экономики, виды товарной продукции, производственные мощности, виды договоров, заключенные пользователем для продвижения на рынке и т.д.).

Права на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие правообладателю не уступаются пользователю. Пользователь только получает право на использование его в хозяйственной деятельности, при этом не требуется выполнения каких-либо дополнительных формальностей.

Нормы Гражданского кодекса (гл. 54) обеспечивают защиту интересов потребителей, что достигается возложением юридической ответственности и повышенных обязательств на стороны. Императивный характер данных положений лишает этот вид обязательств гибкости, представляет его более рискованным.

Дата написания статьи: 05.04.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot