С одной стороны, муниципальное право представляет собой совокупность норм, регулирующих деятельность органов местного самоуправления, а с другой – научную и учебную дисциплину, изучающую практику реализации законодательных предписаний в данной сфере общественных отношений. Подобный дуализм во многом определяет специфические черты муниципального права.
Оба значения данного термина близки, поскольку их предметом является функционирование местного самоуправления, это явление социальной жизни признается Конституцией России одной из форм народовластия, на которой основывается государственный строй.
Как научная дисциплина и как совокупность законодательных норм, муниципальное право имеет свои характерные особенности.
Специфические черты муниципального права
Будучи комплексной отраслью российской правовой системы, муниципальное право отличается сферой регулируемых общественных отношений, многие аспекты которых определяются нормами конституционного, гражданского, административного, земельного и финансового законодательства.
Особенностью большинства муниципально-правовых норм является то, что они относятся и к другим отраслям права, вместе с тем, определяя следующие элементы системы местного самоуправления:
- муниципальная власть как самостоятельный институт гражданского общества и одна из форм народовластия в России;
- территориальные, экономические и финансовые основы местного самоуправления;
- создание и функционирование органов муниципальной власти;
- полномочия и предметы ведения местного самоуправления, а также гарантии его осуществления;
- ответственность должностных лиц администраций городов и сельских поселений.
В число особенностей муниципально-правовых отношений входит их локальный характер, поскольку они реализуются в границах конкретных административно-территориальных образований. Кроме того, эти отношения являются комплексными, так как связаны с различными сферами деятельности муниципалитетов: экономической, бюджетной, социальной, культурной и т.д.
Еще одной особенностью рассматриваемой отрасли права является ее субъектный состав. Участников муниципально-правовых отношений можно разделить на группы:
- муниципальное образование и хозяйствующие субъекты, работающие на его территории;
- жители и их сообщества, которые обращаются в органы местного самоуправления по различным вопросам или с правотворческими инициативами;
- муниципалитеты и общественные объединения;
- депутаты и главы органов местного самоуправления;
- государственные структуры и администрации городов, поселков, сельских поселений.
К методам правового регулирования, используемым муниципальным правом, относятся дозволения, предписания и запреты.
Рисунок 1.
Особенности правового статуса органов местного самоуправления
Правовой статус местного самоуправления утвержден Конституцией России, федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также другими нормативными актами.
Муниципалитеты самостоятельны при осуществлении своих полномочий, они распоряжаются собственностью, формируют и исполняют местные бюджеты, решают различные жилищно-коммунальные проблемы, обеспечивают охрану общественного порядка и т.п. Городские и сельские администрации не входят в систему органов государственной власти.
Такое обособление местного самоуправления является одной из гарантий его самостоятельности. Конституция России признает муниципальную власть особым уровнем управления, формой осуществления власти населением.
Институт местного самоуправления охраняется государством, поскольку нуждается в дальнейшем укреплении и развитии. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает следующие гарантии деятельности муниципалитетов:
- любое ограничение прав местного самоуправления запрещено;
- решения должностных лиц муниципалитетов обязательны для исполнения;
- органы местного самоуправления имеют право на судебную защиту;
- муниципалитеты и их представители могут обращаться в государственные структуры.
Определенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление, является муниципальным образованием. Это может быть город, район, поселок, станица или село.
Учредительным актом муниципального образования является его устав, который принимается населением в ходе местного референдума или представительным органом власти. Устав города или поселка обязательно должен содержать следующую информацию:
- границы и состав территории муниципального образования;
- формы осуществления местного самоуправления;
- вопросы, относящиеся к ведению муниципального образования;
- порядок формирования и структура органов местного самоуправления, их наименования и полномочия;
- основы муниципальной службы;
- экономическая составляющая организации местного самоуправления, порядок управления муниципальной собственностью;
- взаимоотношения местных администраций с государственными структурами.
Таким образом, действующее законодательство предоставляет муниципалитетам широкие полномочия и самостоятельность при решении вопросов местного значения.
Исторические особенности муниципального права
Термин «муниципалитет» имеет латинское происхождение. Он означает: «Бремя принимаю». Так в Древнем Риме назывались местные органы управления, которые брали на себя все тяготы решения насущных, повседневных проблем населения городов. Затем слово «муниципалитет» распространилось и на сельское самоуправление.
Исторически, муниципальное право возникло во многих государствах Европы как подотрасль конституционного права. Но по мере развития сферы регулируемых общественных отношений накапливался и нормативный материал, поэтому сейчас муниципальное право представляет собой самостоятельную комплексную отрасль российской правовой системы.
В любом случае, главную особенность муниципального права составляет комплексный метод регулирования общественных отношений, который тесно связан с другими отраслями права: конституционным, гражданским, административным, финансовым, земельным и т.д.
Еще одна характерная черта муниципального права, обусловленная его исторической ролью, заключается в том, что хотя органы местного самоуправления и принимают собственные нормативные акты, местного законодательства, как такового, не существует.