Общая характеристика развития муниципального права. Местное управление в дореволюционный период
Муниципальное право, занимая в настоящее время значительное место в отечественной юридической науке и законодательстве, прошло длительный этап становления и исторического развития, продолжающийся до сих пор. Наиболее тесным образом развитие муниципального права связано с преобразованием института местного самоуправления в нашей стране.
В дореволюционный период, институт местного самоуправления раскрывался через характеристику земства, которое определялось следующим образом:
Земство – это совокупность местных жителей локальных, отличных от государственных, интересов, связанных в первую очередь с развитием местного хозяйства, коммуникаций, медицины, образования, а также непосредственная система управления делами местного значения, формирование которой происходило на началах выборности из числа представителей местного населения.
В XVII-XIX вв. в нашей стране сформировалась стройная система местного самоуправления, основанная на началах административно-территориального устройства России. Рассматривая конкретные элементы устройства органов управления, можно сделать вывод о том, что на уровне губернии выделялись следующие звенья:
- Высшим должностным лицом губернии выступал губернатор;
- Непосредственные исполнительные функции реализовывались в рамках деятельности Губернского правления, Казенной палаты и Управления государственным имуществом;
- Выполнение административно-хозяйственных задач возлагалось на так называемые «присутствия», которые в зависимости от направлений деятельности подразделялись на крестьянские, военные и городские;
- Наряду с перечисленными выше звеньями местного управления выделялись выборные представительные органы, в числе которых выступали губернский предводитель дворянства и дворянское собрание;
- На самом низшем уровне систему местного управления замыкали губернские земские учреждения, в ведении которых находилось выполнение отдельных полномочий на местном уровне.
Несмотря на достаточно высокий уровень организации система местного управления, сложившегося к середине XIX века в нашей стране не была лишена определенных недостатков, попытка устранения которых была предпринята в рамках реформы местного самоуправления 1864 г. В результате проведения соответствующих преобразований, система земских учреждений была дополнена земскими избирательными съездами, в которых были представлены все сословия, а также земскими собраниями, которые формировались в результате вышеназванных съездов.
Местное самоуправление в Советский период
Сразу после Октябрьской революции 1917 года очень резко встал вопрос об организации местного самоуправления, поскольку Декретом СНК от 27 декабря 1917 года полностью были упразднены существовавшие ранее органы местного самоуправления. Вместо них был сформирован Комиссариат по местному самоуправлению, в распоряжение которого было отдано решение всех вопросов местного значения. Однако возглавляемая Комиссариатом система местного самоуправления просуществовала всего несколько месяцев – и с принятием Конституции 1918 года была установлена новая система местных органов государственной власти, включавшей в себя избираемые в процессе многоступенчатых выборов съезды Советов.
Таким образом, в советский период системы местного самоуправления, в собственном смысле слова – то есть как системы решения вопросов местного значения, отделенной от органов государственной власти не существовало.
Возврат к местному самоуправлению, и последующий за ним виток развития муниципального права произошел в 1960-х годах, когда наряду с Советами, как органами государственного управления на местах, в систему местного самоуправления были включены местные Советы, исполнительные комитеты, трудовые коллективы и партийные ячейки.
Современный этап развития муниципального права
С периодом начала 90-х гг. прошлого века связан этап активного развития нормативно-правового регулирования в сфере местного самоуправления, и последовавший за этим всплеск научного интереса к муниципальному праву. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что в рассматриваемый период происходило принятие основополагающих законов, нормами которых определялись:
- основные направления развития органов власти на местах;
- вопросы финансово-экономического обеспечения местного самоуправления;
- формирование системы коммунального хозяйства;
Кроме того, следует отметить то, что именно в рассматриваемый период на законодательном уровне был установлен принцип запрета вмешательства органов государственной власти в решение вопросов местного значения и работу местных Советов, а последние, в свою очередь, были выведены из-под партийного контроля и надзора исполкомов.
Вопросам обеспечения финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления посвящались отдельные законы, содержавшие нормы об основах бюджетных прав местного самоуправления, а также о порядке формирования и использования внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов местного самоуправления в России.
Таким образом, рассмотрев историю становления и развития муниципального права в нашей стране необходимо сделать вывод о том, что именно в начале 90-х гг. XX века начался новый этап в истории муниципально-правового регулирования, в рамках которого местное самоуправления рассматривается именно как самостоятельная система организации деятельности населения муниципальных образований для ответственного решения вопросов местного значения, с необходимым учетом собственных интересов, исторических и национальных особенностей и т.д. Более того, именно в рассматриваемый период на законодательном уровне проведено установление и разграничение форм участия местного населения в решении соответствующих вопросов