Конституция России определяет местное самоуправление как одну из форм народовластия, которая имеет большое значение для поддержания общественного порядка и основ государственного строя.
Муниципальное право регулирует совокупность общественных отношений, связанных с деятельностью органов местного самоуправления. Общие принципы данной отрасли правовой системы России устанавливаются федеральным законодательством, нормативным актами субъектов РФ и администраций муниципальных образований, а также решениями населения, принятыми на местных референдумах, сходах или собраниях.
Сущность муниципального права
Система правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления, представляет собой муниципальное право. Его предметом являются следующие общественные отношения:
- возникающие в результате организации местного самоуправления;
- связанные с реализацией права населения, а также отдельных граждан на местное самоуправление;
- определяемые деятельностью исполнительных, представительных, распорядительных и иных органов местного самоуправления;
- касающиеся регулирования статуса членов выборных органов, должностных лиц и муниципальных служащих;
- возникающие по поводу наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
- связанные с взаимодействием органов государственной власти и местного самоуправления;
- формирующиеся в результате сотрудничества между муниципалитетами.
При определении предмета муниципального права и его особенностей стоит учитывать комплексный характер данной отрасли российской правовой системы. Например, конституционные нормы определяют реализацию прав граждан на участие в работе органов местного самоуправления, в процессе формирования бюджета муниципального образования используются положения финансового законодательства, а при заключении договоров и совершении сделок должностные лица администраций городов и поселков руководствуются гражданским законодательством.
Кроме того, муниципальное право представляет собой совокупность норм и правовых институтов, которые формируются на федеральном, региональном и местном уровне. Таким образом, законодательная основа муниципального права отражает соотношение интересов органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и администраций городов, поселков и сельских поселений. И это еще одна специфическая характеристика муниципального права.
Рисунок 1.
Система муниципального права России
Определенные группы общественных отношений, связанных с деятельностью органов местного самоуправления регулируются однородными нормами муниципального права. Комплексы этих однородных норм логически объединяются в правовые институты, образующие последовательную систему.
В юридической науке выделяют следующие структурные части системы муниципального права Российской Федерации:
- местное самоуправление как одна из форм народовластия;
- территориальные, организационные и финансово-экономические основы местного самоуправления;
- полномочия и предметы ведения местного самоуправления;
- правовые гарантии местного самоуправления;
- контроль деятельности органов местного самоуправления и ответственность должностных лиц муниципалитетов.
Последовательность вышеперечисленных правовых институтов зависит от их роли в процессе регулирования муниципальных отношений. Система данной отрасли права отражает взаимную обусловленность различных вопросов деятельности местного самоуправления, которое представляет собой целостное социальное явление.
Построение системы муниципального права предопределено не только положениями и структурой федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но и практическими потребностями развития этой ветви власти в нашей стране.
Рассмотрим элементы системы более подробно.
- Нормы, утверждающие местное самоуправление как одну из форм народовластия, определяют реализацию демократических начал в процессе управления государством и обществом. Данный правовой институт закрепляет процедуру непосредственного волеизъявления населения, работу представительных органов местного самоуправления, а также важнейшие принципы, на которых основана муниципальная власть.
- Территориальные, финансовые и организационные аспекты деятельности администраций городов и поселков устанавливает вторая группа норм данной отрасли права. Они определяют порядок установления границ муниципальных образований, процесс формирования их бюджетов и статус должностных лиц.
- Нормы, регулирующие полномочия и предметы ведения местного самоуправления, перечисляют права и возможности, предоставленные должностным лицам муниципалитетов в рамках действующего законодательства.
- Четвертый институт правовой системы закрепляет совокупность гарантий, обеспечивающих финансовую и организационную самостоятельность органов местного самоуправления, а также возможность судебной защиты их прав и законных интересов.
- Ответственность должностных лиц органов местного самоуправления и порядок надзора за деятельностью муниципалитетов устанавливает пятая группа правовых норм. Они регулируют формы и условия отчетов администраций городов и поселков перед населением и государством, способы определения эффективности работы муниципалитетов при решении подведомственных вопросов.
Муниципальное право в системе отраслей права
В Российской Федерации муниципальное право носит комплексный характер, оно связано со многими другими отраслями права.
Наиболее тесно эта взаимосвязь прослеживается с конституционным правом, поскольку основной закон нашей страны устанавливает демократические начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии его деятельности, а также место муниципалитетов в системе народовластия.
Полномочия и обязанности субъектов общественных отношений, регулируемых данной отраслью права, связаны с конституционным строем нашего государства, с действующей системой управления.
Муниципальное и административное право сближают нормы, определяющие статус органов местного самоуправления, предмет их ведения и возможности. Взаимосвязь этих двух отраслей проявляется и в процессе регулирования института муниципальной службы.
Формирование и исполнение бюджетов административно-территориальных образований основывается на нормах финансового права. Создание органами местного самоуправления коммерческих и некоммерческих структур, а также их деятельность в качестве юридических лиц определяется гражданским законодательством.
Кроме того, осуществление контроля в сфере землепользования базируется на положениях земельного права, а забота органов местного самоуправления об охране окружающей среды апеллирует к экологическому законодательству.