Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История и значение муниципального права

Англосаксонская муниципальная система

Замечание 1

Зарубежные государства предусматривают различные модели местного самоуправления. Модели имеют отличия в порядке формирования органов самоуправления на местах, предметах ведения местного самоуправления, характере и особенностях взаимоотношений органов местного самоуправления с органами власти государства.

Англосаксонская муниципальная система представлена в Великобритании, Австралии и других странах. Научная литература именно её традиционно называет исходной муниципальной системой.

Признаками англосаксонской муниципальной системы являются:

  • Органы МСУ вправе действовать только в соответствии с тем, что дозволено им законом. Если данные органы превысят свои полномочия, то суд признает их не имеющими силы;
  • Органы местного самоуправления прямо не подчиняются органам власти государства;
  • Приход - главная единица измерения местного самоуправления.

Компетенция органов МСУ включает в себя управление в областях:

  • деятельности полиции и социальных служб;
  • пожарной охраны;
  • местных дорог;
  • строительства и эксплуатации жилья;
  • спортивных сооружений;
  • общественного транспорта и др.

Континентальная (французская) муниципальная система

Главное отличие континентальной системы МСУ от англосаксонской заключено в характере взаимодействий органов местного самоуправления и органов власти государства. Эта система использована государствами с традиционной централизацией власти, явным контролем органов государственной власти за местными органами власти.

Завершительные штрихи данной системы проявились во Франции в 1982 году принятием Закона «О правах и свободах местных коллективов», согласно которому:

  • основная единица МСУ- коммуна;
  • муниципальный совет избирается населением на 6 лет;
  • избирательным правом обладают граждане Франции, достигшие 18- летнего возраста;
  • компетенция муниципального совета включает решение всех вопросов местного значения, исключая те, которые представлены непосредственно полномочиям мэра и другие.
«История и значение муниципального права» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Мэр обязывается обеспечением правопорядка и безопасности, принимает в связи с этим решения, такие как санкция на арест, выполняет иные полномочия, даже те, которыми его может наделить муниципальный совет.

В зарубежных странах образованы и другие системы, например, иберийская, - как разновидности основных систем, смешанные системы, встречаются и обособленные модели местного самоуправления.

Формирование и установление муниципального права на российской территории прошло большой путь и не прекращает развиваться. Развитость муниципального права находится в прямой зависимости от уровня усовершенствования системы местного самоуправления.

Выделяются следующие этапы развития муниципального права на российской территории:

  1. до 1864 года;
  2. с 1864 по 1870 годы;
  3. с 1905 по1907 годы;
  4. постреволюционный период;
  5. реформа МСУ, образование новой системы органов местного самоуправления в 90-е годы XX в.

Местное самоуправление и его значении

В теории права местное самоуправление разными учеными понималось по-разному. К примеру, Н. Лазаревский считал, что местное самоуправление - это децентрализованное государственное управление, в котором самостоятельность местных органов обеспечена системой правовых гарантий, которые создают действительность децентрализации, а так же занимаются обеспечением и установлением текущей связи органов местного государственного самоуправления на данной местности и населением.

М. И. Свешников определял местное самоуправление как новую форму администрации, которая заключается в свободном участии народа в ведении делами, делегированными местным органам администраций, независимое участие народа в местной администрации.

Большое влияние на форму системы МСУ оказывали регионы Российской Федерации. Российская Федерация является федеративным государством, именно поэтому и само государство, и его субъекты наделены правом выпуска нормативно-правовых актов, которые обладают высшей юридической силой, - силой законов. Статьи. 71 -73 Конституции Российской Федерации закрепляют предметы исключительного и совместного ведения государства и его субъектов.

Пункт «н» статьи 72 Конституции РФ устанавливает совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Но разные ученые предлагают различное толкование для данной конституционной правовой нормы. Конституция российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление не попадает в систему гос. управления, а сами органы МСУ не входят в систему органов власти государства.

Понятие «местное самоуправление» появилось в России еще до 1864 г. и было достаточно стройно в плане организации органов местного самоуправления. Система местного самоуправления в тот период обозначалось термин «земство». Земством называется общность местных жителей, отличающихся от государственных, интересов, которые связанны с развитием хозяйства, медицины, народного образования на местах, а также рычаги и способы управления этими делами путем избираемых представителей из населения.

В середине 16 века главными местными представительными органами на были земские и губные избы - избираемые самоуправляющиеся органы. Земские избы занимались осуществлением финансово-налоговым функциями, а губные избы – судебными и правоохранительными функциями. Земские и губные грамоты закрепляли компетенцию земских и губных изб, подписывались главой государства. Земские и губные избы подконтрольны специфичными приказам , которые действовали в какой-либо отдельной области.

Система местного самоуправления в 19 веке имела существенные промахи. Попытки их устранения были предприняты принятием Положения от 01.01.1864 года «О земских губернских и уездных учреждениях», это проявило начало земской реформы.

Положение включило в систему земских учреждений:

  • земские избирательные съезды;
  • земский гласный;
  • земские собрания.

Система органов самоуправления включала в себя: городское избирательное собрание, Городскую думу, городскую управу.

Городская управа подконтрольна Городской думе.

Конституция РСФСР, принятая в 1918 году следующие уровни:

  • съезды Советов, избираемые на выборах;
  • городские и сельские Советы, избираемые местным населением;
  • городские и сельские комитеты, избираемые городскими, сельскими Советами.
Замечание 2

С 1993 года и по настоящий момент - этот период характеризован становлением современной системы органов МСУ. Самым знаковым из всего разнообразия законодательных актов в муниципальной сфере стал - Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Дата написания статьи: 20.02.2018
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot