Англосаксонская муниципальная система
Зарубежные государства предусматривают различные модели местного самоуправления. Модели имеют отличия в порядке формирования органов самоуправления на местах, предметах ведения местного самоуправления, характере и особенностях взаимоотношений органов местного самоуправления с органами власти государства.
Англосаксонская муниципальная система представлена в Великобритании, Австралии и других странах. Научная литература именно её традиционно называет исходной муниципальной системой.
Признаками англосаксонской муниципальной системы являются:
- Органы МСУ вправе действовать только в соответствии с тем, что дозволено им законом. Если данные органы превысят свои полномочия, то суд признает их не имеющими силы;
- Органы местного самоуправления прямо не подчиняются органам власти государства;
- Приход - главная единица измерения местного самоуправления.
Компетенция органов МСУ включает в себя управление в областях:
- деятельности полиции и социальных служб;
- пожарной охраны;
- местных дорог;
- строительства и эксплуатации жилья;
- спортивных сооружений;
- общественного транспорта и др.
Континентальная (французская) муниципальная система
Главное отличие континентальной системы МСУ от англосаксонской заключено в характере взаимодействий органов местного самоуправления и органов власти государства. Эта система использована государствами с традиционной централизацией власти, явным контролем органов государственной власти за местными органами власти.
Завершительные штрихи данной системы проявились во Франции в 1982 году принятием Закона «О правах и свободах местных коллективов», согласно которому:
- основная единица МСУ- коммуна;
- муниципальный совет избирается населением на 6 лет;
- избирательным правом обладают граждане Франции, достигшие 18- летнего возраста;
- компетенция муниципального совета включает решение всех вопросов местного значения, исключая те, которые представлены непосредственно полномочиям мэра и другие.
Мэр обязывается обеспечением правопорядка и безопасности, принимает в связи с этим решения, такие как санкция на арест, выполняет иные полномочия, даже те, которыми его может наделить муниципальный совет.
В зарубежных странах образованы и другие системы, например, иберийская, - как разновидности основных систем, смешанные системы, встречаются и обособленные модели местного самоуправления.
Формирование и установление муниципального права на российской территории прошло большой путь и не прекращает развиваться. Развитость муниципального права находится в прямой зависимости от уровня усовершенствования системы местного самоуправления.
Выделяются следующие этапы развития муниципального права на российской территории:
- до 1864 года;
- с 1864 по 1870 годы;
- с 1905 по1907 годы;
- постреволюционный период;
- реформа МСУ, образование новой системы органов местного самоуправления в 90-е годы XX в.
Местное самоуправление и его значении
В теории права местное самоуправление разными учеными понималось по-разному. К примеру, Н. Лазаревский считал, что местное самоуправление - это децентрализованное государственное управление, в котором самостоятельность местных органов обеспечена системой правовых гарантий, которые создают действительность децентрализации, а так же занимаются обеспечением и установлением текущей связи органов местного государственного самоуправления на данной местности и населением.
М. И. Свешников определял местное самоуправление как новую форму администрации, которая заключается в свободном участии народа в ведении делами, делегированными местным органам администраций, независимое участие народа в местной администрации.
Большое влияние на форму системы МСУ оказывали регионы Российской Федерации. Российская Федерация является федеративным государством, именно поэтому и само государство, и его субъекты наделены правом выпуска нормативно-правовых актов, которые обладают высшей юридической силой, - силой законов. Статьи. 71 -73 Конституции Российской Федерации закрепляют предметы исключительного и совместного ведения государства и его субъектов.
Пункт «н» статьи 72 Конституции РФ устанавливает совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Но разные ученые предлагают различное толкование для данной конституционной правовой нормы. Конституция российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление не попадает в систему гос. управления, а сами органы МСУ не входят в систему органов власти государства.
Понятие «местное самоуправление» появилось в России еще до 1864 г. и было достаточно стройно в плане организации органов местного самоуправления. Система местного самоуправления в тот период обозначалось термин «земство». Земством называется общность местных жителей, отличающихся от государственных, интересов, которые связанны с развитием хозяйства, медицины, народного образования на местах, а также рычаги и способы управления этими делами путем избираемых представителей из населения.
В середине 16 века главными местными представительными органами на были земские и губные избы - избираемые самоуправляющиеся органы. Земские избы занимались осуществлением финансово-налоговым функциями, а губные избы – судебными и правоохранительными функциями. Земские и губные грамоты закрепляли компетенцию земских и губных изб, подписывались главой государства. Земские и губные избы подконтрольны специфичными приказам , которые действовали в какой-либо отдельной области.
Система местного самоуправления в 19 веке имела существенные промахи. Попытки их устранения были предприняты принятием Положения от 01.01.1864 года «О земских губернских и уездных учреждениях», это проявило начало земской реформы.
Положение включило в систему земских учреждений:
- земские избирательные съезды;
- земский гласный;
- земские собрания.
Система органов самоуправления включала в себя: городское избирательное собрание, Городскую думу, городскую управу.
Городская управа подконтрольна Городской думе.
Конституция РСФСР, принятая в 1918 году следующие уровни:
- съезды Советов, избираемые на выборах;
- городские и сельские Советы, избираемые местным населением;
- городские и сельские комитеты, избираемые городскими, сельскими Советами.
С 1993 года и по настоящий момент - этот период характеризован становлением современной системы органов МСУ. Самым знаковым из всего разнообразия законодательных актов в муниципальной сфере стал - Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».