Муниципальное право – одна из наиболее молодых отраслей правовой системы Российской Федерации. Оно представляет собой совокупность норм, регулирующих деятельность органов местного самоуправления.
Несмотря на то, что подобия муниципалитетов в нашей стране стали формироваться еще в $XIV$ веке, а в $1864$ году император Александр $II$ провел земскую реформу, старт развитию российского муниципального права был дан лишь в $90$-х годах $XX$ века. Это обусловлено тем, что в советскую эпоху органы управления на местах входили в систему государственной власти.
Конституция РФ определяет местное самоуправление как одну из основ государственного строя нашей страны.
Муниципальное право Российской Федерации
По мере развития в России органов местного самоуправления формируется и муниципальное право. Данный термин означает и отрасль правовой системы, и одну из учебных дисциплин, и раздел науки.
Муниципальное право не входит в число основных отраслей права. Оно носит производный характер и относится к комплексным отраслям. С одной стороны, деятельность органов местного самоуправления регулируется нормами конституционного, гражданского, административного и финансового законодательства, а с другой – положениями собственно муниципального права, в том числе носящими организационный характер.
Местные администрации одновременно являются и властными структурами, которые наделены соответствующими полномочиями в сфере управления, и выступают как юридические лица в частноправовых отношениях. В этом заключается дуализм правового статуса органов местного самоуправления, определяющий комплексный характер муниципального права.
Муниципальное законодательство
Деятельность органов местного самоуправления регулирует система муниципального законодательства. В нее входят:
- Конституция России;
- федеральные законы;
- законы и нормативные акты субъектов Федерации;
- нормативные акты муниципальных образований.
Системообразующее значение в определении основ муниципального законодательства имеют два федеральных закона:
- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от $28$ августа $1995$ года;
- «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от $26$ ноября $1996$ года.
Многочисленные указы Президента России и постановления Правительства РФ, нормативные акты субъектов Федерации также конкретизируют конституционные основы организации муниципальной власти в нашей стране.
Кроме того, в $1998$ году Россия ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления, установившую общие для всех государств континента принципы деятельности в данной сфере.
Спецификой муниципального права является не только его комплексный характер, содержащий отдельные положения конституционного, гражданского, административного и финансового законодательства, но и тот факт, что его основу составляют правовые нормы, принятые непосредственно местным населением. Например, уставы поселений или другие документы, утверждаемые на референдумах, собраниях или сходах жителей.
Рисунок 1.
Предмет муниципального права
Разнообразные общественные отношения, связанные с деятельностью органов местного самоуправления, представляют собой предмет муниципального права.
Статья $2$ федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет сущность муниципальной власти как гарантированную Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению вопросов местного значения. Эта деятельность осуществляется либо через выборные администрации муниципальных образований, либо непосредственно через местные референдумы, собрания и сходы граждан.
Таким образом, местное самоуправление – это особый независимый вид власти, отвечающий за свою деятельность лишь перед жителями и подчиняющийся исключительно требованиям закона.
Местное самоуправление реализуется в городах, районах, поселках, сельских поселениях, объединенных общей территорией.
Основные муниципально-правовые отношения возникают в процессе:
- формирования местных администраций;
- непосредственного осуществления власти населением;
- деятельности органов местного самоуправления;
- реализации взаимных обязательств между органами государственной и муниципальной власти.
Субъектами муниципально-правовых отношений могут являться:
- граждане, проживающие на территории муниципального образования, и их сообщества;
- представительные и исполнительные органы местного самоуправления;
- депутаты и главы муниципальных образований;
- общественные объединения, домовые комитеты, советы;
- юридические лица, в том числе хозяйствующие субъекты;
- органы государственной власти.
Административно-территориальное образование также может являться особым субъектом муниципально-правовых отношений. Оно имеет свой герб и устав, владеет земельными участками и другим имуществом. От его имени властные полномочия осуществляют органы местного самоуправления или непосредственно население.
Метод муниципального права
Являясь по своей сути комплексной отраслью российской правовой системы, муниципальное право применяет различные способы регулирования соответствующих общественных отношений. Метод муниципального права сочетает в себе императивный и диспозитивный подходы.
Императивные предписания, свойственные всем органам власти, определяют большинство вопросов, связанных с деятельностью местного самоуправления. Например, порядок проведения выборов в муниципалитеты, полномочия должностных лиц администраций городов и поселков, реализацию решений референдумов, собраний или сходов населения. Во всех таких случаях основанием для возникновения муниципально-правовых отношений выступает властное, императивное предписание.
Но одновременно с этим, муниципальное право широко использует диспозитивный метод регулирования общественных отношений, который основывается на принципе равноправия субъектов.
Органы местного самоуправления выступают в качестве юридических лиц, они могут самостоятельно участвовать в гражданском обороте. Например, администрации муниципалитетов приобретают имущество, которое становится собственностью этих административно-территориальных образований. Как правило, юридическим фактом для возникновения таких правоотношений является договор, заключенный органом местного самоуправления с гражданами или юридическими лицами.