Понятие конституционного права
Конституционное право является составным элементом системы права, которое входит в состав общественных наук. Среди юридических или правовых наук принято деление на исторические, общетеоретические прикладные, сравнительно-правовые и отраслевые науки. Конституционное право относится к наукам отраслевым, которое отличается от остальных изучением такой отрасли права как конституционной.
Формы конституционного права
Под формой права принято понимать способ выражения и закрепления норм права.
В юридической литературе принято выделять четыре основные формы права:
- Правовой обычай;
- Юридический прецедент;
- Нормативный акт;
- Нормативный договор.
Нормативный акт как форма конституционного права
Под нормативным актом принято понимать акты права, который исходят от государства, его органов и структур и содержащие правовые нормы.
Это наиболее многочисленный источник права, который внутренне делится на законы и подзаконные акты.
Правоведы выделяют следующую классификацию законов в Российской Федерации:
- Конституция РФ – это базовый источник конституционного права, который обладает высшей юридической силой. Она определяет место и содержание других источников права в законодательной системе страны.
- Федеральные конституционные законы представляют из себя законы, которые приняты для конкретизации вопросов о применении и трактовке норм Конституции РФ. На данном этапе развития страны их насчитывается всего 15.
- Федеральные законы – это законы, которые занимают следующее место по силе видов источников конституционного права после Конституции РФ и Федеральных конституционных законов.
- Конституции субъектов РФ или как принято их называть в юридической литературе уставы, подразумевают базовые законы субъектов РФ, которые могут закреплять систему власти в конкретном субъекте, определять сферу их влияния, компетенции и прочее. Однако, положения закрепленные в данном виде законов, не должны противоречить Конституции РФ.
- Законы, принимаемые субъектами федерации, представляют собой законы, которые принимаются субъектами РФ и не могут противоречить федеральному законодательству и Конституции РФ. Они будут источниками конституционного права, если несут конституционно-правовое содержание.
- Подзаконные акты являются еще одной группой нормативных актов. Подзаконные акты принимаются на основании существующих законов, имеют цель более подробной разработки и конкретизации норм закона. Таким образом, они играют второстепенную роль по сравнению с законами.
Подзаконные акты имеют следующее деление:
- Распоряжения и Указы Президента РФ. Их можно отнести к конституционному праву при наличии конституционно-правовых составляющих.
- Постановления Правительства РФ, а так же министерств федерального уровня. Опять же, не все из них можно отнести к конституционному праву, а лишь те из них, которые регулируют отношения в сфере конституционного законодательства.
- Нормативно-правовые акты глав субъектов федерации и органов их исполнительной власти. Из них, лишь небольшой процент можно отнести к конституционному законодательству.
- Нормативно-правовые акты местного самоуправления и здесь, прежде всего, имеются ввиду уставы муниципальных образований, которые определяют структуру, функции, границы полномочий органов местного самоуправления.
- Регламенты Государственной Думы РФ, Правительства, Совета Федерации и Конституционного Суда. Эти акты регламентируют внутренние сферы деятельности названных органов.
Вторым видом форм конституционного права является нормативный договор. Под таким договором подразумевают международные и внутригосударственные договоры.
Третья форма конституционного права – это юридический прецедент, который подразумевает решение, вынесенное по судебному и административному делу и получившее в последующем основанием для разрешения аналогичных вопросов.
Последней формой конституционного права принято считать правовой обычай, под которым понимается исторически сложившиеся нормы поведения и взаимодействия, которые в последствии получают законный вид.