Понятие и признаки административного права
Развитие и усложнение отношений, возникающих между членами общества, с неизбежностью накладывается отпечаток на правовую систему любого современного государства – возникают новые правовые институты и подотрасли, формируются самостоятельные и комплексные отрасли законодательства и т.д. При этом большую часть общественных явлений и процессов по-прежнему регулируется посредством юридических предписаний, сосредоточенных в рамках немногочисленных классических отраслей права, одной из которых выступает административное право. Доктринальное определение рассматриваемой отрасли, в трудах современных ученых-исследователей юридической науки, в наиболее общем виде, формулируется следующим образом:
Административное право – самостоятельная отрасль российского права, содержание которого представлено системой общеобязательных правил поведения, регулирующих общественные отношений, складывающие в процессе реализации задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления.
В свою очередь, в качестве признаком рассматриваемой отрасли права могут быть названы:
- Административное право выступает одной из ключевых отраслей публичного права, регламентирующей общественные отношений в сфере государственного устройства и управления;
- Содержание административного права представлено совокупностью юридических норм, отличающихся свойством внутренней согласованности и структурной организации;
- Административное право выражено вовне – в форме писаных юридических источников;
- Административное право, будучи самостоятельной отраслью, характеризуется наличием собственного предмета и метода правового регулирования.
Последний из приведенных выше признаков рассматриваемой отрасли, имеет исключительно важное значение, поскольку именно существование предмета и метода правового регулирования традиционно признается в юридической науке в качестве критерия самостоятельности правовой отрасли.
Предмет административного права
Как было отмечено выше, предмет отрасли права выступает одним из двух ключевых признаков, существование которых позволяет говорить о самостоятельности юридической отрасли. В свою очередь, предмет административного права может быть определен следующим образом:
Предмет административного права – совокупность общественных отношений, складывающихся в области государственного управления, в рамках которых уполномоченные субъекты в пределах собственной компетенции управляют организационно-распорядительными, социально-культурными и административно-политическими процессами государства и общества.
Таким образом, как видно из приведенного определения, специфика административных правоотношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли, состоит в том, что в них всегда участвует особый субъект – орган исполнительной власти или иной компетентный исполнительный орган.
Кроме того, общественные отношений, составляющие предмет административного права, могут быть проклассифицированы в зависимости от различных оснований.
В частности, в зависимости от юридического характера административных правоотношений принято выделять их материальную и процессуальную разновидность.
Материальные административно-правовые отношения – общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые посредством материальных норм административного права;
Процессуальные административно-процессуальные отношения – отношения, складывающиеся по поводу рассмотрения конкретных индивидуальных дел в области государственного управления, порядок разрешения которых регламентируется административно-процессуальными нормами.
Исходя из характера соотношения прав и обязанностей участников административных правоотношений, могут быть выделены вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения. Как видно из названия, вертикальные отношения характеризуются неравенством сторон в юридическом смысле – они возникают на основании одностороннего волеизъявления уполномоченного органа государственной власти или должностного лица, в том числе вопреки воле другого участника правоотношения.
В свою очередь, горизонтальные отношения, возникают в связи с реализацией гражданами РФ собственных прав в области государственного управления. При этом необходимо обратить внимание на то, что исходя из специфики рассматриваемой отрасли, в том числе публичного характера ее содержания, для административного права в большей степени характерны вертикальные правоотношения.
Метод административного права
Второй качественной характеристикой самостоятельной отрасли права традиционно признается метод правового регулирования. В рамках рассматриваемой отрасли в качестве метода выступает применение юридически властных предписаний, исходящих от властеуполномоченного субъекта, представляющих собой совокупность трех способов правового регулирования:
- Предписание, то есть властное установление определенного порядка действий. В виду определенной гибкости предписания, как способа правового регулирования, несоблюдение предписываемых условий поведения, как правило, выражено в отсутствии тех положительных последствий, на достижение которых первоначально ориентирована норма административного права;
- Запрет, выраженный в запрещении совершения определенных действий под страхом применения соответствующих мер юридического воздействия. В отличие от предписания, запрет представляет собой строгое установление определенных правил реализации общественных отношений и юридически значимого поведения их субъектов. Несоблюдение запрета влечет за собой конкретную обязанность по претерпеванию определенных негативных последствий личного, имущественного или организационного характера;
- Дозволение – предоставление возможности выбора определенного варианта должного поведения, осуществляемого по собственному усмотрению субъекта. Дозволение может быть выражено в жесткой форме, когда обязателен выбор одного из возможных вариантов поведения (характерно для регламентации поведения должностных лиц) и в мягкой форме, когда субъект правоотношения вправе с выбором определенной модели поведения в сфере действия административно-правовых норм, отказаться от совершения какого-либо выбора вовсе (характерно для установления прав и обязанностей граждан в области административных отношений).