Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и система административного права

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Право и юриспруденция / Система права и ее структура / Понятие и система административного права

Административное право как наука и отрасль российской правовой системы

Любая самостоятельная отрасль права и законодательства, традиционно рассматривается в нескольких значениях, ввиду многозначности и многоаспектности собственного отраслевого содержания, а также тех научных наработок, которые созданы в процессе изучение и анализа соответствующего юридического массива.

Административное право, обладая давней историей своего становления и развития и традиционно выделяясь в качестве самостоятельной отрасли права в отечественной правовой системе не является исключением и может одновременно рассматриваться в качестве науки и отрасли права.

Так, административное право как наука, будучи самостоятельной областью юридической науки может быть определено следующим образом:

Определение 1

Административное право – это совокупность государственно-властных идей, представлений административного содержания применительно к нормативно-правовым актам, регламентирующим отношения в области государственного управления, взгляды относительно социальной обусловленности соответствующего управления, его тенденциях и закономерностях, необходимости реформирования отдельных сфер административного законодательства, а также научно-обоснованные суждения о принципах, истории и перспективах развития административного права.

В свою очередь, административное право как отрасль права, в современной юридической науке принято определять следующим образом:

Определение 2

Административное право – одна из ключевых отраслей современного отечественного права, нормы которого, руководствуясь целью обеспечения выполнения задач и осуществления государственных функций, направлены на урегулирование общественных отношений управленческого характера, складывающихся в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных органов государственной власти и их должностных лиц.

К числу признаков, традиционно характеризующих и раскрывающих понятие любой отрасли, в юридической доктрине традиционно относятся предмет и методы правового регулирования соответствующей отрасли. Применительно к административному праву предмет и метод будут рассмотрены ниже.

Готовые работы на аналогичную тему

Предмет и методы административного права

Как было отмечено ранее, предмет и метод правового регулирования в соответствии с точкой зрения, разделяемой большинством ученых-исследователей вопросов юридической науки, выступают ключевыми признаками любой отрасли права, характеризующими ее содержание и обуславливающими самостоятельность соответствующей отрасли в национальной правовой системе.

В этой связи, необходимо обратить внимание на то, что предметом современного административного права признается совокупность общественных отношений, возникающих и складывающихся в связи и по поводу практической государственно-властной деятельности в области осуществления функций исполнительной власти.

Основными методами административного права выступают:

  1. Предписание – такой способ правового регулирования, содержание которого выражено в установлении определенного порядка действий, в соответствующих условиях и надлежащим образом, закрепленном конкретной административно-правовой нормой. Основным последствием нарушения требований административно-правового предписания выступает недостижение тех юридически значимых последствий, на которые ориентирована сама норма права.
  2. Запрет, как административно-правовой метод предполагает запрещение совершения определенных действий под угрозой применения соответствующих видов юридической ответственности. Как правило – дисциплинарной или административной. Так, например, нормами действующего административного законодательства запрещается направлять жалобы граждан на рассмотрение теми должностными лицами, чьи действия обжалуются соответствующим гражданином. Виновные в нарушении соответствующего запрета должностные лица, работающие с обращениями граждан, подлежат дисциплинарной ответственности;
  3. Дозволение – метод административного права, предполагающий возможность выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой.

При этом относительно последнего метода в административно-правовой доктрине выработано две формы его реализации:

  • «Жесткий» вариант дозволения – существование возможности выбора варианта поведения, при невозможности отказаться от соответствующего выбора. Данный метод как правило применяется при регулировании профессионального поведения должностных лиц;
  • «Мягкий» вариант дозволения, выражающийся в предоставлении субъекту административно-правовых отношений возможности действовать или не действовать по собственному усмотрению. Наиболее часто встречается в процессе правового регулирования субъективных прав граждан, участвующих в соответствующих правоотношениях.

Система административного права

Любая отрасль права состоит из множества структурных элементов – норм, отраслей, институтов, существование которых для целей обеспечения эффективного правового регулирования в соответствующей сфере, должно выражаться в форме определенной системы отрасли права. Так, система административного права может быть определена следующим образом:

Система административного права – внутреннее строение рассматриваемой отрасли, одновременно выраженное, с одной стороны, в единстве и согласованности административных норм, а с другой – в разделении административного права на отдельные правовые институты

Замечание 1

Традиционно в системе административного права принято выделять общую и особенную части.

Общую часть административного права составляет совокупность юридических норм, охватывающих все институты и сферы государственного управления.

Элементами общей части административного права выступают, например, нормы, устанавливающие принципы государственно-властного управления, определяющие правовой статус государственных органов, а также формы и методы их деятельности и т.д.

Особенная часть включает нормы, действующие исключительно в пределах соответствующих отраслей и сфер государственного управления: управление в экономической сфере, социально-культурной сфере, политической сфере и т.д.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Алевтина Бузуева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис