Любая самостоятельная отрасль права и законодательства, традиционно рассматривается в нескольких значениях, ввиду многозначности и многоаспектности собственного отраслевого содержания, а также тех научных наработок, которые созданы в процессе изучение и анализа соответствующего юридического массива.
Административное право, обладая давней историей своего становления и развития и традиционно выделяясь в качестве самостоятельной отрасли права в отечественной правовой системе не является исключением и может одновременно рассматриваться в качестве науки и отрасли права.
Так, административное право как наука, будучи самостоятельной областью юридической науки может быть определено следующим образом:
Административное право – это совокупность государственно-властных идей, представлений административного содержания применительно к нормативно-правовым актам, регламентирующим отношения в области государственного управления, взгляды относительно социальной обусловленности соответствующего управления, его тенденциях и закономерностях, необходимости реформирования отдельных сфер административного законодательства, а также научно-обоснованные суждения о принципах, истории и перспективах развития административного права.
В свою очередь, административное право как отрасль права, в современной юридической науке принято определять следующим образом:
Административное право – одна из ключевых отраслей современного отечественного права, нормы которого, руководствуясь целью обеспечения выполнения задач и осуществления государственных функций, направлены на урегулирование общественных отношений управленческого характера, складывающихся в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных органов государственной власти и их должностных лиц.
К числу признаков, традиционно характеризующих и раскрывающих понятие любой отрасли, в юридической доктрине традиционно относятся предмет и методы правового регулирования соответствующей отрасли. Применительно к административному праву предмет и метод будут рассмотрены ниже.
Как было отмечено ранее, предмет и метод правового регулирования в соответствии с точкой зрения, разделяемой большинством ученых-исследователей вопросов юридической науки, выступают ключевыми признаками любой отрасли права, характеризующими ее содержание и обуславливающими самостоятельность соответствующей отрасли в национальной правовой системе.
В этой связи, необходимо обратить внимание на то, что предметом современного административного права признается совокупность общественных отношений, возникающих и складывающихся в связи и по поводу практической государственно-властной деятельности в области осуществления функций исполнительной власти.
Основными методами административного права выступают:
При этом относительно последнего метода в административно-правовой доктрине выработано две формы его реализации:
Любая отрасль права состоит из множества структурных элементов – норм, отраслей, институтов, существование которых для целей обеспечения эффективного правового регулирования в соответствующей сфере, должно выражаться в форме определенной системы отрасли права. Так, система административного права может быть определена следующим образом:
Система административного права – внутреннее строение рассматриваемой отрасли, одновременно выраженное, с одной стороны, в единстве и согласованности административных норм, а с другой – в разделении административного права на отдельные правовые институты
Традиционно в системе административного права принято выделять общую и особенную части.
Общую часть административного права составляет совокупность юридических норм, охватывающих все институты и сферы государственного управления.
Элементами общей части административного права выступают, например, нормы, устанавливающие принципы государственно-властного управления, определяющие правовой статус государственных органов, а также формы и методы их деятельности и т.д.
Особенная часть включает нормы, действующие исключительно в пределах соответствующих отраслей и сфер государственного управления: управление в экономической сфере, социально-культурной сфере, политической сфере и т.д.