Бюджетное право - это, прежде всего отдельная подотрасль, которая относится к системе финансового права и состоит исключительно из определенных правовых норм. Современные бюджетные отношения могут возникать только в системе планового образования, которые используются и распределяются при помощи государства и органов местного самоуправления. Правила необходимы для того чтобы производились процессы, которые направлены на выполнение поставленных задач.
Стоит отметить, что по характеру всех регулируемых отношений, современные нормы системы бюджетного права, могут быть подразделены на доли условности:
- Процессуальные нормы. Эта категория норм может выполнять исключительно подчинительную, то есть служебную роль в отношениях между установленными материальными нормами.
- Материальные нормы. Данная категория норм имеет возможность установить всю бюджетную систему, а также бюджетное устройство Российской Федерации. Кроме того, именно при помощи материальных норм могут быть определены: состав дохода, полномочия, расход современной бюджетной системы и бюджетные доходы.
Основной и отличительной особенностью норм процессуального характера системы бюджетного права является тот факт, что они наделены процедурным характером. Иными словами они могут регламентировать весь бюджетный процесс, а именно процедуры: рассмотрения, составления, исполнения, утверждения бюджета и все его необходимые отчеты.
Разновидности норм современного бюджетного права
Исключительно в зависимости от варианта воздействия на категории участников финансовых отношений, нормы бюджетного права могут подразделяться на следующие категории: уполномочивающие, обязывающие и запрещающие.
- Во-первых, это обязывающие нормы системы бюджетного права. Именно эта разновидность норм имеет право требовать от своих участников определенных действий, которые в последствие могут установить определенные обязанности. Чаще всего используются и применяются финансовые и правовые системы регулирования, то есть используется властный метод определенных предписаний.
- Во-вторых, это запрещающие нормы системы современного бюджетного права. Эти нормы могут установить определенный запрет на совершение действий. Действия установлены и распространяются на воздержание от финансовых отношений по тем или иным причинам. Стоит отметить, что число, установленных запретов в системе бюджетного права, сравнительно невелико и используется крайне редко на территории Российской Федерации.
- В-третьих, это уполномочивающие нормы системы бюджетного права, которые применяются на территории Российской Федерации. Эти нормы направлены на определение действий в рамках, которые установлены законодательными актами и правилами страны. Например, органы местного самоуправления могут устанавливать на своей территории налоги местного характера.
Структура бюджетного права
Сама по себе структура норм системы бюджетного права имеет три элемента:
- Гипотеза. Этот элемент указывает на нормы бюджетного права и их действия.
- Санкция. Эти нормы способны и созданы для установления норм ответственности, которые в свою очередь применены к нарушителям правовой системы. Кроме того, здесь необходимо помнить обо всех разновидностях санкций, например, о пенях или штрафах. Все санкции устанавливаются в соответствии с законодательными нормами и правовыми актами.
- Диспозиция. Это содержание правила установленного поведения. Именно диспозиция может регулировать процессы, которые направлены на совершение соответствующих действий.