Государственная и муниципальная собственность
Муниципальная собственность – это имущество (земельные участки, движимое и недвижимое имущество, которое находится в собственности городских и сельских поселений, а также муниципальных образований иного рода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ, на сегодняшний день правом оперативного управления является право владения, пользования и ликвидации недвижимого имущества предприятия или учреждения, которое определяется в пределах, установленных действующим законодательством, в соответствии с целями деятельности предприятия или учреждения. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 297 такое предприятие имеет право распоряжаться всем приписанным к нему имуществом только с согласия владельца имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 ГК РФ в качестве государственной собственности на сегодняшний день признается:
- имущество, которое относится к собственности РФ (так называемая федеральная собственность);
- имущество, относящееся к собственности субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения (так называемая муниципальная собственность).
Если основой формирования классификации муниципальной собственности выступают критерии, которые определяют состав и границы муниципального хозяйства, то в соответствии с ними можно выделить следующие 4 группы муниципальной собственности:
- имущество, которое используется в целях социальной защиты населения и оказания государственных услуг, удовлетворения повседневных потребностей населения в жилье, тепле, здравоохранении и т. д.;
- имущество, задействованное в сфере транспорта и связи, предоставления различного рода транспортных услуг населению;
- имущество, которое используется в торговой деятельности, предоставлении бытовых услуг, услуг общественного питания и строительства, с целью удовлетворения потребностей населения, неудовлетворенных по разным причинам (в связи с завышенными ценами, недостаточным ассортиментом и т. д.);
- земельные участки.
Государственная собственность на современном этапе развития подразделяется на федеральную собственность, то есть имущество, которое принадлежит РФ, и имущество, принадлежащее субъектам Федерации.
Правовой аспект сдачи в аренду государственных либо муниципальных земельных участков
Аренда государственных и муниципальных земель - это способ привлечения неиспользуемых государством и муниципалитетами земель к хозяйственной деятельности за определенную плату с целью удовлетворения потребностей частных лиц и хозяйствующих субъектов во временном пользовании землей.
Особенности государственного и муниципального договора аренды земельных участком выражаются в порядке передачи земли в аренду и установлении размера арендной платы. Действующее земельное законодательство предусматривает порядок заключения договора аренды государственных и муниципальных земель, как по конкурсу в форме аукциона, так и без конкурса в виде исключения.
Заключение договора аренды государственной или муниципальной земли, находящейся в обороте, представляет собой сложный процесс, состоящий из комплекса конкретных действий. Чтобы обеспечить аренду земли, она должна быть оформлена в виде отдельного участка. Земельное законодательство предусматривает два способа создания земельных участков: из земель, принадлежащих государству или муниципалитету, и путем преобразования.
В первом случае особенность создания участка проявляется в том, что изначально кадастровый учет создаваемого участка не проводился, поэтому этот метод можно назвать первичным. Преобразование земли путем разделения, объединения, перераспределения или распределения является вторичным или производным способом создания отдельного земельного участка.
В рамках определения арендатора земли проводится соответствующий аукцион. По результатам аукциона с победителем аукциона подписывается договор аренды. Следует отметить, что на сегодняшний день в законодательстве определены земельные участки, в отношении которых аукцион не может проводиться, а именно: в отношении земельных участков, границы которых не определены; участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые не зарегистрированы, не учитываются в определенной категории земельных участков и других участков.
Действующая редакция отечественного земельного законодательства определяет случаи, когда договор аренды государственных и муниципальных земель может быть заключен без проведения конкурса. В частности, в этом порядке землю арендуют юридические лица (действующие с ведома вышестоящих органов государственной власти и государственного управления), которые заключают соглашения для использования участков в общественных и социально-бытовых целях; некоммерческие организации и граждане для строительства индивидуального жилья, а также для реализации садоводческой, огороднической и иной сельскохозяйственной деятельности; собственники объектов незавершенного строительства, расположенных на этом участке, и в других случаях (п.2 ст.39.6 ГК РФ). Заключение контрактов без проведения торгов возможно только в случаях, прямо оговоренных в законе.