Европейский Суд по правам человека
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) - это международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все страны, которые ратифицировали Европейскую конвенцию о защите прав человека и его основных свобод.
ЕСПЧ, который был основан в 1959 году, на сегодняшний день является признанным на международном уровне судебным органом, который обладает достаточной компетенцией для того, чтобы выносить решения по жалобам, поданным отдельными лицами или странами. При этом судом разбираются исключительно жалобы, которые касаются нарушений гражданских и политических прав, установленных Европейской конвенцией о защите прав человека.
Следует отметить, что, начиная с 1998 года, суд является постоянным, и люди могут подавать в него жалобы напрямую. За всю историю существования суд вынес более 10 000 судебных решений. Они являются обязательными для государств-членов и обязывают правительства вносить изменения в свое законодательство и административную практику во многих областях деятельности.
Конвенция является динамичным и одним из наиболее мощных инструментов укрепления верховенства права и демократии в Европе. Суд расположен в Страсбурге, во Дворце прав человека, который был спроектирован в 1994 году британским архитектором лордом Ричардом Роджерсом. Именно в этом здании, чей облик известен во всем мире, ЕСПЧ следит за соблюдением прав 800 миллионов европейцев в 47 странах.
Европейский суд - единственное место в Европе, где могут быть рассмотрены жалобы на работу самого правительства и политику всей страны. Как было отмечено ранее, местом нахождения суда является французский город Страсбург. Именно там проводятся самые важные встречи. Однако, Европейский суд при исполнении своих обязанностей может созывать заседания и, следовательно, осуществлять свою работу в других городах Европы.
Вся работа Суда безоговорочно основана на конвенции о защите прав и свобод всех граждан. Работа осуществляется в формате двух видов проверок: рассмотрения отчетов и индивидуальных обращений.
Анализ постановлений и решений ЕСПЧ
Существуют два типа актов, которые принимаются в результате жалобы в ЕСПЧ: постановления и решения. Решение - это процессуальный акт. В решении содержится информация о приемлемости, неприемлемости или частичном принятии жалобы.
Результаты рассмотрения дела по существу оформляются в постановлениях.
На сегодняшний день РФ прислушивается к выводам, представленным в резолюциях ЕСПЧ.
Следует отметить, что юрисдикция ЕСПЧ носит вспомогательный характер. Важность деятельности ЕСПЧ для системы защиты прав человека заключается в том, что он не заменяет и не подменяет национальные судебные органы. Европейский Суд по правам человека не выступает в национальных судах в качестве высокого суда, то есть он не пересматривает решения национальных судов и не дублирует их деятельность. ЕСПЧ должен только проверить, нарушило ли государство-ответчик положения Конвенции. Принцип субсидиарности подразумевает, прежде всего, ответственность государств-членов на национальном уровне за реализацию Конвенции как основного инструмента европейской государственной политики.
В соответствии со статьями 34 и 35 Конвенции лицо имеет право обратиться в ЕСПЧ только после того, как оно исчерпало все эффективные меры правовой защиты прав и свобод, содержащихся в Конвенции.
Право частного лица обращаться в международные органы для защиты своего права также закреплено в Конституции РФ. Так, согласно положений пункта 3 статьи 46 каждый человек вправе в соответствии с международными договорами РФ прибегать к межгосударственными органами по защите прав и свобод человека, если он исчерпал все доступные внутренние средства правовой защиты.
Европейский суд по правам человека не может рассматривать вопросы, относящиеся к исключительной юрисдикции какого-либо суда РФ (оценка доказательств, квалификация деяния, назначение наказания и т. д.). Более того, ЕСПЧ не может рассматривать конкретные правоотношения, если они не были рассмотрены в рамках российской судебной системы. Международное право, и в частности право Совета Европы, дает возможность исправить нарушения, допущенные в первую очередь российским правосудием. В то же время следует подчеркнуть, что решения ЕСПЧ не только способствуют развитию национальных систем защиты прав человека, но и являются достаточно прочной гарантией законности действий правоохранительных органов в РФ.
Детальный анализ Федерального закона о ратификации Конвенции о защите прав человека и его основных свобод и протоколов к ней позволяет сделать вывод о том, что решения и постановления ЕСПЧ по делам против России являются неотъемлемой частью ее правовой системы. Этот вывод также подтверждает действующее процессуальное законодательство РФ, направленное на эффективное выполнение Россией положений ЕСПЧ.
Кодексом Арбитражного суда Российской Федерации предусмотрено, что установленное Арбитражным судом нарушение положений Конвенции при рассмотрении Арбитражным судом конкретного дела, в связи с решением, по которому человек обратился в Арбитражный суд РФ, является основанием для пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 7 ст. 311).
В Уголовно-процессуальном кодексе РФ регламентируется, что одним из оснований для возобновления возбуждения уголовного дела в связи с новыми обстоятельствами является установленное ЕСПЧ нарушение положений Конвенции при рассмотрении Судом Российской Федерации уголовного дела, связанного:
- с применением федерального закона, который в полной мере не соответствует положениям Конвенции;
- с прочими нарушениями положений Конвенции (п. 2 ч. 4 ст. 413).