Общая характеристика процесса образования адвокатуры
Одной из ключевых особенностей адвокатуры, которая была присуща ей на всех этапах исторического развития рассматриваемого института выступает неразрывная взаимосвязь адвокатуры с системой судебно-юрисдикционных органов, обусловленная тем, что с одной стороны, при отсутствии судебных органов и учреждение отсутствует потребность в профессиональных защитниках (адвокатах), а с другой – при наличии судебных органов актуализирована необходимость обеспечения защиты интересов людей при юрисдикционном разбирательстве споров, связанных с интересами последних.
Иными словами, в наиболее общем виде можно говорить о том, что возникновение адвокатуры как некой организованной, целостной общественной группы (общественного института), было продиктовано необходимостью защиты интересов людей при рассмотрении споров в суде.
Также справедливым представляется существующая в юридической доктрине точка зрения о том, что адвокатура на первоначальных этапах исторического развития выступала учреждением, возникшим в результате совершенствования судебной системы человеческого общества.
Продолжая общую характеристику образования адвокатуры, представляется целесообразным также обратить внимание на то, что адвокатура существовала не во всех странах и не у всех народов, а в качестве причины соответствующей ситуации ученые-правоведы называют:
- Различия уровней развития различных народов;
- Объективно сложившиеся особенности общественных отношений у различных народов в те или иные исторические периоды развития.
Иными словами, говоря об образовании адвокатуры отметим, что рассматриваемый социальный институт возникал на определенной ступени развития конкретного общества (не вдаваясь в те или иные особенности национального, исторического или политического развития) только после учреждения судебно-юрисдикционных органов и внедрения неких общеобязательных правил поведения, установленных в специальных источниках права, доступных для публичного всеобщего ознакомления.
Безусловно обозначенные предпосылки образования адвокатуры были характеры только для достаточно развитых обществ, однако сам факт соответствующей развитости не всегда был достаточен для формирования начал профессионального правозащитничества – для некоторых народов, в силу исторически сложившихся особенностей социальной организации (например, беспрекословного подчинения младших старшим, низших высшим, и т.д.) было категорически неприемлемо существование некоего социального института, «вмешивающегося» в деятельность действующих от имени государства судей.
Такая ситуация наблюдалась, например, в странах Азии – Древнем Китае, Японии, и т.д., где считалось, что решение спорных, в том числе юридических вопросов должно в полной мере производится представителями государственной власти, а решения, принимаемые ими, носили беспрекословно обязательный характер для всех граждан.
Образование адвокатуры в античных странах
В отличие от азиатских стран, в которых процесс формирования адвокатуры встретил определенные препятствия, обусловленные национальными традициями и обычаями, адвокатура имела благоприятную почву для развития в так называемых античных странах, прежде всего – в Древней Греции и Древнем Риме.
Во многом соответствующая особенность была обусловлена тем, что для античного общества был характерен такой уровень совершенства, при котором отправляемое от имени государства правосудие – то есть рассмотрение и разрешение юридических споров, действительно основывалось на подробных, детализированных юридических нормах, а сам процесс отличался признаками справедливости и беспристрастности – итоговые решения по делу выносились только после тщательного ознакомления со всеми обстоятельствами спорной ситуации с обязательной опорой на конкретные юридические предписания.
Первые упоминания об адвокатуре, которая с определенной долей условности может быть признана прообразом адвокатуры современной – то есть как некий общественный институт, объединяющий определенных людей, занимающихся профессиональной деятельности, связываются с историей развития Древнего Рима. При этом уже тогда подчеркивалась важность профессиональной адвокатской деятельности, в связи с чем перечислялись категории граждан, для которых в случае вступления в юридический спор устанавливалась необходимость обращения за оказанием помощи к адвокату.
В частности, в числе соответствующих лиц, которые должны были обращаться за помощью к адвокату, назывались дети в возрасте до 17 лет и глухие.
Образование адвокатуры в России
Предметом отечественных ученых-правоведов, наряду с изучением вопроса об образовании адвокатуры в общемировых масштабах, закономерно выступает проведение характеристики процесса формирования адвокатуры в российских условиях.
Анализ специальных источников и литературы позволяет сделать вывод о том, что история отечественной адвокатуры имеет множество сходств, например, с немецкой адвокатурой, что обуславливается, в частности, тем, что у всех славянских народов, равным образом, как и у германских народов, длительное время провозглашалась личная явка в суд, сменившаяся впоследствии на родственное представительство, нашедшее отражение в правовых актах XV в., а именно – в Новгородской и Псковской судных грамотах.
При этом следует обратить внимание на то, что на протяжении многих последующих веков, предпосылками образования института адвокатуры выступали разнообразные преобразования в сфере судебного представительства, однако адвокат, как особый субъект такого представительства прямо поименован не был.
Окончательные основы для формирования профессиональной российской адвокатуры и ее организационно-правового закрепления и оформления были провозглашены лишь в результате судебной реформы XIX в.