Понятие административного принуждения в правоохранительных органах
Административное принуждение — это метод государственного управления, в основе которого лежат нормы административного права, комплекс средств физического, психического или какого-либо другого воздействия, которые применяются уполномоченными на это субъектами в установленном законом порядке для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.
Административно-правовое принуждение — это обязательная мера, обеспечивающая законные интересы и права граждан посредством поддержания в общественных местах правопорядка. Органы полиции наделены большими полномочиями в сфере применения мер административного принуждения совместно с мерами убеждения, которые являются эффективным средством и методом борьбы с административными правонарушениями (Федеральный закон «О полиции».
Административное принуждение применяется при осуществлении оперативно-служебной деятельности, в рамках которой реализуются главные функции органов внутренних дел. Объем полномочий правоохранительных органов в сфере применения административного принуждения обусловлен характером задач и функций, возложенных на них.
Административное принуждение, как составная часть государственного принуждения и вид отраслевого принуждения обладает характерными признаками. Административное принуждение осуществляют правоохранительные органы, выступающие субъектами функциональной власти:
- в рамках охранительных отношений;
- в рамках внеслужебной подчиненности;
- в отношении юридических и физических лиц;
- согласно нормам административно-процессуального и административного права.
Административное принуждение применяется:
- оперативно и быстро, как конкретная реакция на угрозы и правонарушения;
- без предварительной оценки судом, устанавливающим законность применения административного принуждения;
- в порядке, отличающимся относительной процессуальной простотой.
Специфические свойства административного принуждения
Меры обеспечения производства согласно административным правонарушениям характеризуется отдельными чертами.
Специфические свойства административных мер принуждения:
- сфера применения — производство по делам административных правонарушениях;
- применяются только при наличии законно возбужденного дела об административном правонарушении и при признаках совершения правонарушения;
- меры производства, касающегося административных правонарушений, осуществляются административно-юрисдикционной деятельностью;
- цель административного принуждения — обеспечение производства, надлежащего порядка его реализации, выполнения задач производства, совершения необходимых процессуальных действий;
- применяется только к лицам, для которых закон устанавливает процессуальный статус;
- применяется только при наличии условий и оснований, предусмотренных законом.
Меры административно-процессуального принуждения — это интегрированная система принудительных мер, которые используются субъектами административно-процессуальной деятельности для сбора и закрепления доказательств, осуществления всех необходимых действий для расследования административных проступков и реализации принятых решений.
Классификация мер административного принуждения
Меры административного принуждения применяются для установления личности нарушителя, пресечения административного правонарушения, составления соответствующего протокола об административном правонарушении, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела о правонарушении, исполнения по делу постановления.
Классификация мер административного принуждения, исходя из их содержания и целей:
- меры, ограничивающие личные свободы гражданина (административное задержание, доставление, привод), могут применяться только в отношении физических лиц;
- меры имущественного характера (арест товаров, изъятие документов и вещей, арест транспортных средств и др.), могут применяться в отношении физических и юридических лиц;
- меры, ограничивающие свободы и права юридических и физических лиц (досмотр вещей, личный досмотр, медицинское освидетельствование, досмотр транспортных средств).
Отдельные исследователи выделяют два вида мер обеспечения производства: непосредственно обращенные к физическим лицам (задержание, доставление, привод, личный досмотр); меры, применение которых обязательно при присутствии физического лица или представителя юридического лица (изъятие вещей, досмотр вещей и др.). Любая из предложенных классификаций носит субъективный характер, так как вызвана субъективным взглядом исследователя, останавливающим свой выбор на тех или иных критериях классификации, которые позволяют разграничить совокупность мер обеспечения производства в зависимости от определенных признаков административных правонарушений и обозначают специфику проводимого исследования.
Меры обеспечения производства по административным правонарушениям выступают эффективным средством для устранения препятствий к более объективному, всестороннему и полному разрешению дел. Перечисленные меры тесно связаны с реализацией института административного принуждения и административной ответственности. Административная ответственность выражается в негативных последствиях для правонарушителя в виде определенных административных санкций, содержание и характер которых обусловлены конкретными целями и задачами административного принуждения.
В деятельности правоохранительных органов применяются административно-предупредительные меры принуждения, процессуально-обеспечительные меры, меры административного пресечения и административной ответственности:
- требование от должностных лиц и граждан прекращения противоправных действий;
- проверка у должностных лиц и граждан удостоверяющих личность документов (при наличии для этого достаточных оснований);
- патрулирование общественных мест и населенных пунктов;
- осуществление административного задержания, составление протоколов административных правонарушений, применение мер, предусмотренных нормативно-правовыми актами об административных правонарушениях;
- осуществление личного досмотра граждан, вещей, находящихся при них (при наличии для этого достаточных оснований — граждане могут иметь при себе боеприпасы, оружие, взрывчатые устройства и вещества, психотропные и наркотические средства);
- производство регистрации, кино-, аудио- и видеосъемки, фотографирования, дактилоскопирования лиц, которые были задержаны по подозрению в совершении преступных деяний;
- производство оцепления участков местности при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф, при проведении карантинных мероприятий, пресечении групповых действий и массовых беспорядков, нарушающих работу связи, транспорта, организаций и др.
Меры административного принуждения, применяемые правоохранительными органами, с точки зрения соблюдения свобод граждан, их конституционных прав, являются объективно необходимыми, так как чаще всего являются единственным средством обеспечения нормальных условий в деятельности государства.