Под административным нарушением понимают виновное противоправное деяние, запрещенное КоАП под угрозой наказания. Субъектами нарушения могут быть как физические, так и юридические лица, наделенные полной дееспособностью.
Основание для возбуждения дела – это наличие достаточных данных, которые бы указывали на признаки правонарушения.
Дело считается возбужденным, начиная от момента составления уполномоченным должностным лицом протокола о совершении нарушений или же вынесение прокурором своего постановления о возбуждении такого производства.
Составление протокола
Под протоколом об административном правонарушении понимают специальный процессуальный документ, который свидетельствует о совершении субъектом противоправного деяния. Протокол могут составлять различные должностные лица, например, помощники прокурора или сотрудник патрульно-постовой службы полиции.
Протокол о правонарушении составляется в случае, если нарушитель не признает своей вины сразу и на месте. В таком случае протокол служит условием начала производства административного расследования в отношении нарушителя и представляет собой один из видов доказательств по делу.
В любом протоколе должны быть указаны следующие данные:
- дата и время на момент составления протокола,
- дата и место фиксации нарушения;
- кем зафиксировано нарушение;
- статья КоАП, предусматривающая ответственность;
- данные о нарушителе;
- данные о лице, составившем протокол;
- данные о присутствовавших иных лицах;
- условия и процедура обжалования.
При составлении протокола виновному лицу разъясняются его права и обязанности. Протокол составляется непосредственно после совершения нарушения или же в течение суток после этого, если требуется выяснение данных о личности виновного.
В ходе составления протокола лица, участвующие в процессе, могут делать свои замечания, подлежащие занесению в протокол. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе давать объяснения в отношении своих действий, а также своего отношения к совершенному правонарушению. Данное лицо также вправе отказаться подписывать протокол, о чем в протоколе делается соответствующая пометка.
Аналогичным образом постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать те же данные, что и протокол уполномоченного должностного лица, например, сотрудника полиции.
Дальнейшие стадии производства
Начиная от момента отправления протокола (или постановления прокурора) уполномоченному лицу (мировому судье, начальнику отдела полиции и др), а также иных сопроводительных доказательств и материалов, стадия возбуждения дела об административном правонарушении считается оконченной. Следует отметить, что в случае невозможности составить протокол непосредственно и сразу же на месте совершения нарушения, уполномоченными органами нарушитель может быть доставлен в полицию, однако срок его задержания не может превышать трех часов. В случае такого задержания также составляется протокол.
Следующей стадией является стадия рассмотрения дела, в которой судья, или иное должностное лицо, которое имеет право рассматривать административные дела определенной категории, при получении дела для рассмотрения, прежде всего определяет его подсудность и подведомственность, а также наличие всех необходимых материалов для рассмотрения дела. В противном случае, должностное лицо вправе отправить документы обратно для проведения дополнительного административного расследования