Административное правонарушение отличается от преступления меньшей степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за правонарушения только в случаях, когда такое правонарушение не влечет за собой ответственность по уголовному закону.
Административное правонарушение, как и всякое иное правонарушение, должно иметь четыре признака:
- общественную опасность;
- противоправность деяния;
- виновность субъекта;
- наказуемость деяния.
Классификация административных правонарушений
Административные правонарушения совершаются в таких сферах как
- экономическая;
- административно-политическая;
- социально-культурная
Таким образом родовой объект посягательства может быть определен как:
- государственный или общественный порядок,
- общественная безопасность,
- права, свободы и здоровье граждан,
- собственность,
- установленный законом порядок государственного или муниципального управления.
Административные правонарушения могут разниться в зависимости от характера совершенного деяния: в форме действия или в форме бездействия.
Субъектом в административном правонарушении могут выступать индивидуальные лица, юридические лица, а также одновременно индивидуальные субъекты и юридические лица.
Также правонарушения могут отличаться в зависимости от формы вины - совершаться умышленно или же по неосторожности.
Можно проводить разграничение и по состоянию физического лица, совершающего правонарушение - находящегося в состоянии опьянения, или же страдающего психическими отклонениями и не отдающего отчет своим действиям.
Виды правонарушений
Классификация по видам административных правонарушений может проводиться по разным критериям или признакам.
В то же время научную основу для классификации составляет кодифицированное законодательство, а именно Кодекс об административных правонарушениях РФ. В качестве классифицирующего критерия в таком случае выступают родовые и видовые объекты посягательства на определенный вид общественных отношений
В соответствии приведенными признаками административные правонарушения могут быть подразделены на такие виды как нарушения, посягающие на:
- права граждан (избирательные, трудовые и др.);
- здоровье населения (хранение и приобретение наркотических средств, сокрытие источника заражения ВИЧ и др.);
- собственность (государственную, муниципальную, частную, интеллектуальную и др.);
- окружающую среду (порча земель, нарушение правил лесопользования и др.);
- строительство, энергетику (нарушение правил промышленной безопасности, нарушение порядка строительства и др.);
- сельское хозяйство (нарушение правил ведения животноводства, мелиорации земель и др.);
- транспорт (нарушение правил дорожного движения);
- связь и информацию (злоупотребление свободой информации в СМИ, повреждение телефонов-автоматов);
- предпринимательскую деятельность (осуществление деятельности без лицензии, обман потребителей, незаконное получение кредита и др.);
- финансы, налоги и сборы (нарушение сроков постановки на учет, правил работы с наличными и др.);
- таможенные правила (не декларирование товаров, провоз запрещенных товаров и др.);
- государственную власть (порча государственных символов, невыполнение требований правоохранительных органов и др.);
- государственную границу (нарушение правил прохода через государственную границу, нарушение режима пребывания и др.);
- порядок управления (передача незаконных вещей в тюрьмы, нарушение порядка изготовления государственных бланков и др.).