Сущность административно-процессуального права
Конституционно-правовые нормы, применяя терминологию «административно-процессуальное законодательство» (72 статья Конституции РФ), формируют прочный правовой базис как для образования системности административного процессуального законодательства Российской Федерации и субъектах, так и для генезиса административно-процессуального права современного периода.
Сложность и дискуссионность понятия административного процесса современного периода обусловили сложность понятия административного процессуального права в настоящий момент в форме отрасли процессуального права России.
К сожалению, ни в одном законе РФ не определены и даже не применяются понятия «административно-процессуальное право» и «административный процесс». В этих сложных начальных обстоятельствах целесообразным является исследование традиционных подходов к выделению административного процессуального права.
Если сложить всю массу научных подходов понимания административного процессуального права, делается такой вывод: административное процессуальное право можно рассматривать в образе совокупности административно-процессуальных институтов, подинститутов, правовых норм и образований, которые связываются меж собой логикой административно-процессуального урегулирования соответственных отношений в обществе.
Структура административно-процессуального права и его система
Система и структура административно-процессуального права опосредуются системой и структурой административного процесса современного времени, то есть отдельные административные производства, которые получили процессуально-правовое урегулирование, сформировались до самостоятельного и завершенного института права, представляются системой административного процессуального права.
Административное процессуальное право представляется системой административно-процессуальных норм, которые регулируют порядок и процедуры реализации управленческих отношений, которые возникают в процессах:
- устроения и функционирования исполнительных органов государственной власти;
- реализации нормативно учрежденной компетенции органов муниципального и государственного управления;
- реализации полномочий должностных лиц при отправлении ими функций государственного характера и предоставлении услуг государственного типа;
- защиты учрежденного правового режима при реализации охранительной функции государства, исполнении мер по административному принуждению;
- рассмотрения в административном порядке судопроизводства дел по защите субъективных публичных прав гражданина и человека, законных интересов организаций и юридических, а также административно-правовых споров меж юридическими и физическими лицами, с одной стороны, и государством, то есть государственными органами и органами МСУ, должностными лицами, муниципальными или государственными служащими, с иной стороны.
Предмет административно-процессуального права
Предмет административного процессуального права составляют административно-процессуальные отношения, которые возникают при осуществлении уполномоченными правовыми субъектами (т. е. исполнительными органами государственной и муниципальной власти, должностными лицами, муниципальными и государственными служащими) полномочий властного характера, а также в процессе обеспечения свобод и прав гражданина и человека, обеспечении гарантий правовой защиты в суде от неправомерных действий либо бездействий и решений органов публичной власти, а так же должностных лиц этих органов.
В условиях отсутствия единого правового источника административного процесса предмет административного процессуального права, его структура и содержание находятся в прямой зависимости от структуры и содержания административного процесса. Этим образом, в структурном плане в предмет административного процессуального права включены разновидности управленческих отношений, которые возникают в процессии реализации управленческой деятельности с целью:
- функционирования и организации публичного управления, обеспечения действия государственных органов исполнительной власти; определения порядков совершения действий управленческого типа и соответственных управленческих процедур, к примеру, по принятию административно- правовых актов, заключение договоров административного характера;
- образования гарантий судебной правовой защиты юридических и физических лиц от незаконных решений и действий или бездействий органов муниципальной и государственной власти, должностных лиц, муниципальных или государственных служащих при помощи административного судопроизводства, которое осуществляется судами общей юрисдикции, военными и арбитражными судами;
- установления разного вида правовых административных режимов, обеспечивающих учрежденный порядок по реализации управленческих действий, проведении административных процедур в любой сфере публичного управления (особенно в сфере общественной безопасности и общественного порядка), а также обоснованность и законность использования мер административного принуждения, в этом числе меры административной ответственности за совершаемые субъектами административные правовые нарушения;
- определения разновидностей административного принуждения за «отрицательные» итоги от публичного управления, ненадлежащее исполнение или неисполнение должностных обязанностей (к примеру, дисциплинарная ответственность для гражданских государственных служащих).
Методология административно-процессуального права
В административно-процессуальном праве преимущественно используется императивный метод правового урегулирования. Императивность проявляется в необходимости строжайшего соблюдения субъектным составом административного процессуального права устанавливаемых процессуальных ограничений, обязанностей, соответственных режимов права.
Диспозитивная методика правового урегулирования применяется в тех случае, если субъекты административно-процессуального права обрели равные правовые (в том числе и процессуальные) возможности, реализуют действие независимо друг от друга, не соподчиняются в административно- правовом отношении, обладают правом выбора действия по собственному усмотрению, имеют возможность использования своих прав или отказаться от представленных возможностей активного действия, пользуются государственными гарантиями по защите собственных свобод, законных интересов и прав.