Понятие и признаки административно-правовых режимов
Административно-правовой режим — это специальный режим функционирования органов государственного управления с целью реализации возложенных на них правомочий.
В более узком смысле, это комплекс правил поведения населения, юридических лиц, закрепленных в нормативно-правовых актах, порядок реализации ими своих законных интересов и прав в определенных ситуациях, который направлен на обеспечение общественной безопасности и правопорядка.
Административно-правовые режимы применяются для:
- создания условий для правомерной и эффективной работы органов муниципальной и государственной власти;
- для обеспечения постоянного функционирования объектов повышенной общественной опасности, а также имеющих большое государственное значение;
- установления специальных правил пользования объектами повышенной опасности, объектов, содержащих сведения и информацию, являющихся государственной тайной;
- обеспечения свобод, прав, законных интересов юридических лиц и граждан в ситуации чрезвычайного режима;
- внедрения особого порядка обеспечения прав на территориях, где осуществляются специальные санитарные, противопожарные, природоохранные и другие мероприятия.
Правовую основу правовых режимов составляет Конституция РФ, федеральное законодательство, нормативно-правовые акты федеральных органов и субъектов РФ, указы Президента и постановления Правительства.
Признаки административно-правовых режимов:
- устанавливаются и применяются в сфере деятельности и полномочий исполнительной власти, публичного управления;
- регламентируются нормами административного права;
- детализируют, закрепляют правила поведения граждан, предприятий, учреждений, общественных объединений, государственных органов;
- позволяют ввести дополнительные обязанности и ограничения;
- используются административные методы воздействия.
Административно-правовые режимы вводят дополнительные контрольные меры за деятельностью и соблюдением правил поведения государственной администрацией, юридическими лицами, населением. Нарушение правил правового режима ведет к дополнительному применению мер государственного принуждения.
Содержание и принципы административно-правовых режимов
Основная цель административно-правового режима — это профилактика и предупреждение правонарушений, их негативных последствий, несущих опасность для государства, общества, личности, обеспечение порядка и безопасности в социуме.
К элементам содержания правовых режимов относятся: принципы административно-правовых режимов; целевое назначение; общественные отношения, регулируемые режимом; средства обеспечения; правовой статус субъектов режима.
Принципы административно-правовых режимов:
- разделение судебных и административных властей;
- законность;
- минимализация ограничений прав граждан, их свобод;
- ответственность должностных лиц и государственных органов за превышение полномочий.
Объектом административно-правового режима является совокупность социальных отношений в сфере публичного (государственного) управления, которые регулируются правилами административно-правового режима. Такие отношения являются публично-правовыми. Регулирование частноправовых отношений при помощи норм административно-правового режима является нарушением законности.
Административно-правовые режимы обеспечиваются специальными средствами, совокупностью приемов, базирующихся на нормах административного права, и при помощи которых возможна реализация административно-правового режима.
Виды средств обеспечения административно-правовых режимов:
- государственное специальное регулирование, ориентированное на создание нормативно-правовых условий деятельности отдельных объектов;
- применение государственного принуждения;
- разрешительный способ реализации прав, осуществление определенных работ и деятельности в условиях предварительного согласования;
- организационно-техническое обеспечение режимных правил;
- систематическое и регулярное наблюдение за деятельностью объектов государственного управления уполномоченными субъектами.
Виды административно-правовых режимов
Административно-правовые режимы классифицируют в зависимости от ряда критериев:
- По степени принадлежности к обеспечению национальной безопасности — обеспечение безопасности государства, государственной границы, государственной тайны, режима въезда в РФ, пограничного режима; обеспечение общественного порядка и безопасности государства (пребывание на территории РФ иностранных граждан); обеспечение общественного порядка (порядок оборота ядовитых и взрывчатых веществ, огнестрельного оружия, радиоактивных изотопов и др.); паспортно-визовый режим; санитарный режим; таможенный режим; комплексные режимы (действующие в условиях эпизоотии, эпидемии, массовых беспорядков, стихийных бедствий, военной угрозы, техногенных процессов и др.);
- По времени действия — постоянные, временные;
- В зависимости от субъекта установления — федеральные (регулируемые и устанавливаемые федеральными органами власти), региональные (регулируемые и устанавливаемые органами власти субъектов Федерации), муниципальные, или местные (регулируемые и устанавливаемые органами местного самоуправления);
- В зависимости от объекта-носителя режима — территориальные (эпидемии, карантина, военного положения, чрезвычайного положения, исключительной экономической зоны), объектные (режим придорожных полос федеральных автотрасс, лесовосстановительных полос, изоляторов временного содержания), режимы обращения с предметами повышенной общественной опасности, или с предметами особого государственного значения (режим оборота ядовитых, взрывчатых, наркотических веществ, оружия, государственной тайны и т.д.), функциональные (таможенный, противопожарный режим, режим контртеррористической операции и др.);
- В зависимости от юридических качеств — ординарные, экстраординарные.