Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Законодательная основа административно-правовых отношений

Источники административного права

Замечание 1

Административно-правовые отношения базируются на законодательной основе, которая представляет собой целостную систему нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Нормы административного права, выраженные и закрепленные в нормативно-правовых актах, имеют первостепенное значение. В настоящее время в правотворческом процессе существуют три основных приема изложения норм административного права в нормативно-правовых актах:

  • прямой, когда все аспекты нормы изложены в статье непосредственно;
  • отсылочный, когда присутствует отсылка от одной статьи к другой в одном нормативно-правовом акте;
  • бланкетный, когда статья дает отсылку не к другой статье, а к иному порядку правовой регулировки, например, правилам претворения в жизнь какого-нибудь вида работы, условиям международного договора и т. д.

Нормативно-правовые акты представляют основной вид источников административного права, как внешних конкретных форм выражения правовых норм.

Среди данных источников необходимо назвать следующие:

  • Конституция Российской Федерации;
  • федеральные конституционные законы;
  • кодифицированные нормативные акты, в частности, Кодекс об административных правонарушениях РФ;
  • федеральные законы;
  • подзаконные федеральные акты (указы Президента РФ, Распоряжение Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти);
  • законодательные акты субъектов Федерации;
  • подзаконные акты субъектов Федерации;
  • нормативные акты руководителей, глав администраций;
  • распоряжения, постановления правительств и административных учреждений субъектов Федерации;
  • административно-правовые договоры нормативного содержания в области административного права;
  • международные правовые акты .

Конституция РФ

Замечание 2

Конституция РФ является главным законом страны, отражающим общие положения по всем отраслям права, в том числе и по административному. В этой области она, прежде всего, разделяет возможности федеральных государственных органов и органов власти субъектов РФ по части административного законодательства.

«Законодательная основа административно-правовых отношений» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. В данном случае действует то, что законы и другие акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральным законами и не должны им противоречить. Если же имеется противоречие между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее общего ведения с субъектами Федерации, то функционирует федеральный закон РФ.

Конституция предусматривает, что федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеют форму закона. Но при этом субъекты Федерации могут издавать не только законы, но и иные правовые акты. Однако форма указанного законодательства субъектов РФ может быть конкретизирована федеральным законом.

Законодательство об административных правонарушениях сегодня разделяется на две отдельные ветви:

  • распространяющееся на физических лиц;
  • распространяющееся на коллективные образования, такие как различные организации, учреждения, предприятия.

Кодекс об административных правонарушениях

Кодекс об административных правонарушениях является ключевым федеральным актом, он устанавливает административную ответственность физических лиц.

Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. По своей структуре он состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть констатирует основные положения в области административной ответственности, а Особенная дает классификацию административных правонарушений и указывает конкретные виды административных взысканий за их совершение.

Данная структура специфична и тем, что в ее составе присутствуют разделы, группирующие нормы, которые закрепляют систему органов юрисдикции по делам об административных правонарушениях, их зону ответственности и подведомственность им дел, а также выполнение распоряжений о наложении административных взысканий.

Не многим отличается действующий Кодекс от КоАП РСФСР 1984 г., его структуру вполне даже можно считать преемственной. Отличие состоит в том, что новый Кодекс помимо прочего включает актуальные сегменты, приуроченные к Общим положениям, Особенной части, субъектам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, производству по данным делам, выполнению распоряжений по ним.

Замечание 3

Кодекс об административных правонарушениях учитывает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых согласно с ним законов субъектов РФ о административных правонарушениях.

Федеральные законы об административных правонарушениях до подключения их в КоАП используются на территории РФ непосредственно. К ведению РФ КоАП относит, прежде всего, установление:

  1. совместных положений и основ законодательства об административных правонарушениях;
  2. списка видов административных санкций и инструкций их применения;
  3. административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение;
  4. производства по делам об административных правонарушениях;
  5. выполнения распоряжений о наложении административных взысканий.

По мере обновления и изменения некоторых статей административного законодательства, обновляется с учетом поправок и КоАП.

Дата написания статьи: 10.02.2017
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot