Основы возникновения административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения относятся к сфере государственного управления и потому считаются управляемой сферой. Это свидетельствует о том, что в административно-правовых отношениях отражаются все главные качества, свойственные государственному управлению, а кроме того и общественные интересы, реализуемые в ходе практического претворения в жизнь своих должностных функций органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Данный факт обнаруживает взаимосвязь административно-правовых взаимоотношений, как с внешними факторами, так и с внутренними, проявляющимися в фактическом обеспечивании целей и задач, которые поставлены перед исполнительной властью.
По собственной сущности административно-правовые отношения являются организационными, то есть образующимися по инициативе любой из участвующих в них сторон. Между ними вполне возможны различные споры, разрешаемые, как правило, во внесудебном административном порядке. Но существуют случаи, когда в данном порядке инцидент не разрешается, и тогда одна из заинтересованных сторон вправе обратиться в судебную инстанцию с требованием о восстановлении ее законных прав и интересов, нарушенных исполнительной властью.
Только при наличии определенных критериев, предусмотренных соответствующими правовыми нормами, административно-правовые отношения появляются, меняются и прекращаются. Эти критерии представляют собой юридические факты – какие-либо происшествия, при которых согласно правовым нормам между субъектами управленческой сферы должны возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов, как правило, могут выступать правомерные или неправомерные деяния или же иногда события.
Административно-правовые нормы оказывают регулирующее действие на общественные отношения в этой области и задают им правовое направление. С этой позиции административно-правовое отношение – это урегулированное нормой административного права общественное отношение управленческого характера, в процессе которого участвующие стороны являются носителями обоюдных юридических обязанностей и прав, которые, в свою очередь, были установлены и обеспечены данной нормой.
Сама по себе, конечно, эта норма не может создать какое-либо правоотношение. Оно возникает именно в конкретном случае и между конкретными субъектами, как правило, в ходе использования административно-правовых норм.
Условия возникновения административно-правовых отношений
Как уже отмечалось, административно-правовая норма считается основой зарождения административно-правовых взаимоотношений, поскольку в единой форме предугадывает, что это общественное отношение при надлежащих условиях и при наличии подходящих субъектов становится административно-правовым.
В административно-правовом отношении, как и во всех иных правоотношениях, урегулированных нормами права, одна из сторон обладает правом настоятельно требовать от другой стороны такого поведения, которое предусмотрено административно-правовой нормой. Таким образом, нормы устанавливаются для одной стороны как вид и меру возможного поведения, а для другой как вид и мера подобающего поведения.
Юридические факты обусловливают порождение, изменение и прекращение административно-правовых отношений. Эти факты и являются ключевыми условиями существования данных правоотношений и делятся на вида:
- волевые юридические факты (могут быть правомерными и неправомерными);
- неволевые юридические факты.
К волевым правомерным фактам относят акты государственных органов управления. В отличие от нормативных актов, они лично порождают административно-правовые отношения.
К волевым неправомерным фактам относят преступные деяния или же бездействие субъектов административного права. Как правило, это различные дисциплинарные и административные проступки.
К неволевым юридическим фактам относят, относят также многие прецеденты, влекущие возникновение административно-правовых отношений. Например, рождение и смерть человека влечет образование административно-правовых взаимоотношений между органами ЗАГСа и лицами, которые обязаны сообщить об этом факте.
Охрана административно-правовых отношений заключается в обеспечивании государством должного поведения субъектов этих отношений в соответствии с требованиями административно-правовых норм. В основном, административно-правовые отношения складываются в полном согласовании с этими требованиями вследствие добровольного их исполнения субъектами административно-правовых отношений.
Виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения весьма многообразны, их вид во многом зависит от характера управленческой деятельности, ее участников, реализуемых функций государственного управления, поставленных целей перед органами исполнительной власти целей и других критериев. Таким образом, можно рассмотреть следующую классификацию видов административно-правовых отношений:
- по целям:
- охранительные;
- регулятивные;
- по составу участников:
- обоюдно принадлежащие к государственному аппарату;
- органы исполнительной власти (местной администрации) с одной стороны и муниципальные учреждения, организации с другой;
- органы исполнительной власти (местной администрации) с одной стороны и публичные организации, трудовые коллективы с другой;
- органы исполнительной власти (местной администрации) с одной стороны и негосударственными платными организациями с другой;
- органы исполнительной власти (местной администрации) с одной стороны и гражданами с другой.
- по направлению работы:
- административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) единой зоны ответственности;
- административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой зоны ответственности в отношении субъектов управления;
- административно-правовые отношения органов межотраслевой зоны ответственности по решению особых вопросов;
- административно-правовые внутриорганизационные отношения.
- по вертикали и горизонтали:
- вертикальные правоотношения характеризуются наличием кого-то из субъектов правоотношения, который имеет властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения;
- горизонтальные правоотношения, субъекты которых пребывают на одном организационно-правовом уровне и обладают равными полномочиями.