Институт надзора
В 2011 году административно-надзорные производства пополнились еще одним видом административного надзора – надзором за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы по окончании отбывания наказания. Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» вступил в силу через 86 дней с момента принятия, 1 июля 2011 г.
Административный надзор нельзя назвать новым институтом для правовой системы России. В советском праве также существовал институт надзора за лицами, отбывшими лишение свободы. Процессуальная форма административного надзора, обязанности и ответственность поднадзорного лица устанавливались Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1966 № 5364-VI, главой 20 Исправительно-трудового кодекса РСФСР от 18.12.1970. Однако с принятием в 1996 году Уголовного кодекса РФ институт административного надзора de facto прекратил существовать. Сложившаяся в советские годы система наблюдения за лицами, отбывшими наказание, была разрушена.
При этом в некоторых федеральных законах, принятых уже после введения в действие УК РФ, содержались положения, позволяющие фактически осуществлять контроль за поведением лиц, отбывших наказание:
- п. 18 ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (утратил силу с 01.03.2011) к числу обязанностей милиции относил контроль за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, ограничений, установленных для них ст. 179 Уголовно-исполнительного кодекса РФ
- ст. 50 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» позволяла устанавливать наблюдение за процессом социальной реабилитации лиц, которые ранее отбывали наказание за тяжкие (особо тяжкие) преступления в сфере оборота наркотических средств, которое предполагало и ряд запретов
- ст. 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривала административную ответственность (в виде предупреждения, штрафа или ареста) за невыполнение лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом обязанностей.
Причины принятия Закона об административном надзоре
Причинами принятия Закона об административном надзоре стали:
- рост рецидивной преступности (удельный вес лиц, повторно совершивших преступления, вырос с 15,6% в 2002 году до 25% в 2009 году).
- невозможность применения прежних актов об административном надзоре, поскольку они не соответствовали Конституции РФ 1993 года (не предусматривали права поднадзорных лиц и обязанности контролирующих лиц по их соблюдению, не закрепляли четкий круг применяемых ограничений).
- необходимость разработки государственной политики по предупреждению рецидивной преступности.
Разработка Закона об административном надзоре началась в марте 2005 года, когда группой депутатов Государственной Думы был подан соответствующий законопроект. Работа комитета Государственной Думы по безопасности велась над этим проектом 4 года. В апреле 2009 года законопроект был принят в первом чтении и ещё 2 года дорабатывался.
Структура Закона об административном надзоре
Структура Закона об административном надзоре включает 13 статей, объединенных в 4 главы, которыми регулируются:
- понятие и задачи административного надзора
- круг лиц, в отношении которых может быть установлен административный надзор, их права и обязанности
- применяемые при административном надзоре ограничения
- процедура установления, продления, дополнения и прекращения административного надзора, его срок
- полномочия органов внутренних дел в ходе осуществления административного надзора.