Понятие административного надзора
Под административным надзором понимается наблюдение уполномоченных органов государственной власти:
- за соблюдением поднадзорными лицами административных ограничений, установленных судом
- за выполнением поднадзорными лицами предусмотренных законом обязанностей.
В теории административного права под административным надзором в широком смысле понимается деятельность уполномоченных органов власти по наблюдению за исполнением норм законов и подзаконных актов определенным кругом субъектов. Любые административно-надзорные производства выполняют правозащитные и правоохранительные функции, направлены на поддержание режима законности и правопорядка. Не является исключением и административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Как разновидность государственно-властной деятельности административный надзор за лицами, отбывшими наказание, выполняет функции:
- правозащитную: надзор позволяет оградить общество от потенциально возможных противоправных посягательств лиц, склонных к совершению преступлений
- правоохранительную: непосредственное и непрерывное наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом ограничений и требований, а также привлечение его к ответственности за допущенные нарушения позволяет поддерживать режим законности и правопорядок
- организационно-правовую: профилактическая и воспитательная работа с судимыми лицами, входящими в «группу риска» способствует снижению риска совершения ими преступлений и правонарушений.
Административный надзор за лицами, отбывшими наказание, может быть рассмотрен и как комплексный правовой институт, совмещающий в себе нормы уголовно-исполнительного, уголовного, административного и административно-процессуального права.
Функции административного надзора
Под функцией (от лат. functio – «исполнение, совершение») в теории государства и права понимается направление правового воздействия на общественные отношения.
Как правовое явление, административный надзор выполняет следующие функции:
- общесоциальные (экономическую, политическую, воспитательную, коммуникативную)
- специально-юридические, а именно:
- регулятивную: нормы Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» направлены на урегулирование поведения как поднадзорных лиц, так и органов внутренних дел, путем установления их прав, обязанностей и ответственности
- охранительную: нарушение поднадзорным лицом установленных обязанностей или ограничений влечет юридическую ответственность. Это функция проявляется и в том, что институт административного надзора – это элемент механизма борьбы с преступностью, которая по определению является противоправным явлением.
По функциональному назначению можно разделить все элементы режима административного надзора на несколько групп:
- ограничения и обязанности, направленные на установление контроля над образом жизни и поведением поднадзорного лица
- ограничения и обязанности, препятствующие повторному посягательству на тот же объект уголовно-правовой охраны
- ограничения и обязанности, позволяющие оградить общество от возможных противоправных посягательств
- ограничения и обязанности, способствующие исправлению поднадзорного лица.
Стоит отметить, что административный надзор – гибкий правовой институт, содержание которого зависит в первую очередь от поведения поднадзорного лица. С учётом сведений о его образе жизни, поведении, исправлении или, наоборот, привлечении к ответственности надзор может быть смягчен или ужесточен, продлен или досрочно прекращен.