Концепция элиты П. Шарана
Структурирование элит производится на основании слияния разных переменных, которые располагаются по принципу дополнительности:
- характера ресурсов политического господства;
- функций;
- конкретных показателей образа жизни;
- объемов властного влияния.
Индийский политолог Шаран П. в труде «Теория сравнительной политологии» 1984 года уделял значимое место анализу элиты. Он обращал внимание на то, что зрелость общества, характер ценностей культуры во множестве задают имидж элиты, ресурсы ее величия и воздействия. На данном основании он выделял традиционную и современную элиту. Ресурсами власти элиты традиционного типа являются:
- обычаи;
- религия;
- традиции;
- культурные стереотипы и т.п.
Внутри традиционной элиты Шаран отличает несколько « категорий руководящего типа», влияние которых является различным в предсовременных и традиционных обществах. Так, власть религиозных элит значительно ослабела в эпоху общественной секуляризации. Одно исключение в Европе составил Ватикан. Воздействие религиозных элит является заметным на Востоке, в частности, в Иране, в государствах Персидского залива и пр. Еще больше утрачивала собственную роль родовая знать - от вождей до королевских фамилий. Зато заметным образом возрастало воздействие военной элиты, хоть и неоднородной по своемусоставу и ценностным ориентирам. Таким образом, в Африке военные представили более прогрессивно и образованную настроенную частицу общества, чего невозможно сказать о военных в Латинской Америке.
К современной элите Шаран относил разнообразные социальные профессиональные группировки:
- лидеров;
- интеллектуалов;
- чиновничества;
- технократов;
- бизнесменов.
По уровню воздействия на процессию принятия стратегических решений он разделял элиту современного времени на следующие группы: «высшую»; «среднюю»; «административную».
«Высшую» элиту образуют те, кто непосредственным образом принимает участие либо оказывает существенное воздействие на процессию принятия решений. Их не так много, это 100—200 человек, которые занимают стратегические посты в крупных политический партиях, правительстве, группах давления, сюда же вошли законодатели. Высшая элита является неоднородной, внутри нее существует открытое противостояние друг другу групп по интересам. В демократиях западной типологии, по мнению Шарана, на миллион жителей приходится приблизительно пятьдесят представителей высшей элиты, а в США при населениив двести миллионов человек общность высшей элиты составляет десять тысяч человек.
За «высшей» элитой стоит «средняя», принадлежность к которой опознается по следующим показателям — уровень дохода, профессиональный статус, образование. Средняя элита составлена 5% населения взрослого возраста. При отсутствии хотя бы одного из данных параметров потенциальный кандидат относим к «маргинальной элите».
К «административной» элите относим высший слой служащих государства, которые занимают руководящие посты в департаментах, министерствахи иных органах управления. В административную элиту включены и те высокообразованные управленцы, сохраняющие нейтралитет, не проявляющие собственных партийных симпатий.
Структурный функционализм
В сравнительной политологии стал применяться под воздействием социологии Э.Дюркгейма, Т.Парсонса и др. Политика начала рассматриваться в форме структуры, в целом, а также по элементам выполняющей конкретные функции. Д.Истон в труде «Подход к анализу политических систем» 1957 года, анализировал политическую систему во взаимном действии с окружающей средой посредством реакции на «входе» на ее требования сквозь «привратников» - партии политики, заинтересованные группировки и проявление поддержки, которая обеспечивает относительную стабильность властных органов, а на «выходе» - принятие решений. Оказывая воздействие на окружающую среду, они создают к жизни новые требования, что и представлено обратной связью. Углубило и расширило практику применения структурного функционализма дополнение списка функцийГ.Алмондом и Дж.Пауэллом подобными понятиями, как политические социализация, рекрутирование, артикуляция, коммуникация, «делание» политики, агрегирование интересов, исполнение решений.
Члены Эвенстонского семинара соединились в Комитет по сравнительной политологии Американского исследовательского совета социальных наук, который возглавлял Алмонд, считающий структурный функционализм основной методикой исследований устойчивости систем политики. Происходило расширение поля сравнительных исследований, куда включались в образе объекта страны «третьего мира». Этот метод установил опору на теории модернизации – перехода к современности от традиционности. Появились работы Л.Пая «Коммуникации и политическое развитие» в 1963 году; Дж.Лапаломбара «Бюрократия и политическое развитие» в 1963 году; «Политическая культура и политическое развитие» под редакцией Л.Пая, С.Верба,1965 года и пр.
Теория рационального выбора
Несмотря на успешность, сравнительная политология ко второй половине 60-х годов столкнулась с кризисом. Под воздействием вьетнамской войны, усиленности антивоенного движения, массового характера молодежных акций протеста, движений чернокожих в США за собственные гражданские права, критического отношения к западнической модели развития в государствах третьего мира раздалась критика в адрес теории модернизации и структурного функционализма.
Модернизация критиковалась за америкоцентризм, а структурный функционализм – за невозможность глубокого объяснения конфликта как сердцевины политики. Кроме этого, вызвал недовольство мало кому понятный язык политологии из-за заимствованных терминологий из естествознания.
Делаются попытки формулирования новой методологии сравнительных исследований. Наиболее яркими представителями данного направления являются У. Рикер, П. Ордешук.