Понятие светского государства
Светское государство является государством общественные отношения в котором регулируются на базе гражданских, а не религиозных норм; причем решения всех органов такого государства не могут обладать религиозным обоснованием.
В настоящий момент в науке доминирует представление светского государства как государства, в котором не имеется какой-то официальной государственной религии, и никакое вероучение не признано предпочтительным и обязательным. Соответственным образом, светский характер государства предположил, что церковь и государство разделены друг от друга, не вмешиваются в дела друг друга».
Сущность светского государства
Закон светского государства может полностью или частично соответствовать религиозным нормам; «светскость» определена не присутствием противоречий с религиозными установками, а свободой от них. К примеру, запрет абортов представляется светским решением, если это обосновано общими гуманистическими соображениями, а точнее будет сказать медико-биологической целесообразностью, а не предпосылками религиозного характера.
В светском государстве любой человек обладает правом рассчитывать на то, что он может жить, не приходя к религиозным институтам. К примеру, заключение браков и реализация правосудия япредставляется в нём государственной прерогативой. Последователи всех религий в светском государстве являются равными перед законом.
Государства, не обладающие статусом светских
Большая часть мусульманских государств не отвечают критериям «светскости». Так, Саудовская Аравия и Иран официальным образом объявлены теократическими государствами, в конституциях большей части арабских государств отмечено, что их законодательство основывается на шариате и Коране, религиозная форма брака представляется единственной возможной.
В Малайзии в последний временной период произошёл отход от светского государства, речь идет о появлении религиозной полиции, разбирающей дела мусульман.
Из государств с преобладающей долей мусульманского населения светскими являются, к примеру, Азербайджан и Турция.
Кроме этого, известны случаи, когда государство обладает государственной религией, совместно с этим провозглашает себя светским, речь идет об:
- Англии;
- Дании;
- Египте;
- Тунисе;
- Бангладеш и некоторых других странах.
Не полностью религия отделена от государства в Израиле.
Принцип светскости подразумевает отделение государства от догм религиозного характера, но не значит полное удаление религии из жизни общества. Также он помогает разграничивать сферы влияния государства и религиозных организаций в сохранении государственной роли, как главной формы организации общественной политической власти.
Типология светских государств
В социологической науке существует типология светских и несветских государств по разнообразным параметрам. Критериями классификации светских государств являются:
- присутствие отношений партнёрства государства с религиозными организациями;
- уровень воздействия религии на государственную систему права.
Названные критерии дает возможность выделения четырех типов государств светского типа:
- Эквипотенциальный тип, то есть здесь государство устремлено к максимально возможной изоляции религиозных организаций от жизни государства;
- Преференциальный тип;
- Идентификационный тип, то есть выражаемый в сотрудничестве государства и религиозных организаций;
- Контаминационный тип.
Различные типологии светских государств, которые существуют в мире современности, представляются закономерным результатом общественного развития. Образование конкретного типа светского государства обуславливается определенными политическими, историческими, культурными и иными особенностями общественной динамики.
Светским государством признано такое государство, в котором религия и государство, а точнее религиозные объединения и государство отделены друг от друга, и ни коим образом не вмешиваются в дела друг друга.
Конституция РФ 1 частью 14 статьи не только провозгласила Россию в качестве светского государства, но и раскрыла сущность данной характеристики. Согласно ей никакая религия не может быть установлена в форме обязательной или государственной. А далее во 2-ой части этой же 14 статьи сказано, что религиозные объединения отделяются от государства и обладают равными правами перед законом. . Данные конституционные положения находят собственное развитие в Федеральном законе "О свободе совести и религиозных объединениях". Заводя речь о взаимоотношениях религиозных объединений и государства, данный закон установил, что государство:
- Не может вмешиваться в определение гражданином собственного отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями согласно своим убеждениям, при учете прав ребенка на свободу вероисповедания и свободу совести;
- Не может возлагать на религиозные объединения исполнение функций власти государства и органов МСУ;
- Не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не находит противоречий законодательству;
- Обязано обеспечивать светский характер образования в муниципальных и государственных образовательных учреждениях.
В свою очередь, и религиозные объединения согласно конституционным принципам формируют и реализуют собственную деятельность вне зависимости от государства. Согласно своей собственной институциональной и иерархической структуре, они избирают, назначают и заменяют свой персонал. Здесь надо отметить, что действуя в соответствии со своими собственными уставами, они обязаны обеспечивать своим работникам условия труда и его оплату, согласно нормам установленным законодательством РФ и оговоренным в трудовом контракте (договоре).