Современный неолиберализм – это социально-политическая теория, которая обосновывает необходимость обеспечения максимальной свободы личности в политической, экономической и частной сферах, в том числе посредством сокращения вмешательства государства в экономику, утверждения конкуренции в качестве главного механизма саморегулирования экономических процессов и обеспечения благосостояния населения.
Подходы к сущности современного неолиберализма
В теории сложилось несколько подходов к определению сущности неолиберализма как идейно-политического течения:
- неолиберализм рассматривается как закономерная стадия развития либерализма, призванная объединить идеи классического либерализма с социалистическим мировоззрением, в частности концепция социального государства, правового социализма и пр. Иными словами, эта концепция, позволяющая обеспечить развитие социального государства, гражданского общества;
- либерализм рассматривается как инструмент объединения либеральных ценностей и концепция социально-ориентированного государственного механизма и государственного регулирования рынка. Иными словами, здесь неолиберализм отождествляется с кейнсианством, которая предполагает государственное регулирование рынка;
- неолиберализм рассматривается как альтернатива социалистическому подходу, централизованному управлению социумом и кейнсианскому подходу к государственному регулированию рынка. Иными словами, современный неолиберализм рассматривается в соответствии с этим подходом как концепция свободной конкуренции, эффективного предпринимательства, ориентированной на защиту конкуренции политики государства и внедрения маркетинговых принципов в социальную сферу. Фактически в соответствии с названным подходом неолиберализм предполагает, что государство обеспечивает рынок необходимыми институтами, в то время как свободные экономические субъекты в рамках конкуренции эффективно функционируют на рынке;
- неолиберализм рассматривается как экономическая концепция, призванная радикально реформировать экономические процессы в развивающихся странах посредством приватизации государственного имущества, внедрения маркетинговых технологий в экономические отношения;
- неолиберализм рассматривается как современный этап развития капитализма, который обусловлен глобальными изменениями, произошедшими во всех сферах общественной жизни и требующими восстановления нового миропорядка и формирования нового типа личности.
Указанные подходы отражают те или иные существенные характеристики современного неолиберализма, позволяющего определить его как направление политической мысли, обосновывающее необходимость в условиях глобализации распространения свободного рынка, сокращения государственного вмешательства, приватизации, увеличения роли бизнеса в решении социально-экономических задач.
Характерные черты современного неолиберализма
Прежде всего, необходимо отметить, что теоретическое разнообразие обоснования сущности современного неолиберализма нередко позволяет критикам указывать на бессодержательность рассматриваемой концепции. Указанное представляется не вполне справедливым, поскольку возможно выделить фундаментальные принципы, определяющие содержание неолиберализма как современного социально-политического явления. Так, к числу основных принципов современного неолиберализма относятся следующие:
- это приоритет частной собственности, свобода действий экономических субъектов посредством определения взаимных обязательств на основе договоров;
- утверждение конкуренции и рыночных инструментов как лучших организаторов экономических процессов, а также политического управления и социального обеспечения;
- задача государства сводится к обеспечению защиты права собственности и конкуренции, рынка в целом.
Реализация современного неолиберализма на практике, прежде всего в развивающихся государствах, предполагает:
- отказ от регулирования рынка посредством установления тарифов, то есть дерегулирование рынка и отказ от контроля над ценами для обеспечения развития конкуренции;
- передача предприятий, находящихся в государственной собственности частным субъектам, то есть приватизация, и переход к функционированию в социально значимых сферах частных субъектов на условиях конкуренции, например, в сферах жилищно-коммунального хозяйства, образования, медицины;
- отказ от политики, ограничивающей импорт продукта на национальный рынок, и открытие национального рынка для иностранных субъектов, то есть обеспечение международной конкуренции на национальном рынке;
- сокращение возможностей государства по формированию бюджетного дефицита и национального долга;
- отказ от направления государственных субсидий в приоритетные для развития сферы национальной экономики;
- обеспечение правовых механизмов защиты права собственности.
Здесь необходимо отметить, что современный неолиберализм предусматривает в основном мероприятии экономического характера, при этом, не предлагая инструментов для решения политических задач в иных общественных сферах, в частности в сфере экологии, в сфере социальной поддержки и обеспечения.
Такой подход представляется необоснованным, поскольку очевидна взаимозависимость экономической, политической, социальной сфер. Как демонстрирует практика развития в частности китайской экономики, экономическое развитие не всегда может обеспечиваться за счет конкуренции на рынке, отказа от государственного регулирования, иногда такое развитие обеспечивается посредством жесткого государственного регулирования.
Так, современная практика управления продемонстрировала, что эффективно развиваться экономика может не только в демократических политических режимах, в условиях открытого рынка и глобальной конкуренции, авторитарные капиталистические модели продемонстрировали возможность эффективного экономического развития при наличии широкого взаимодействия между государством и частными субъектами.