Политическое государство является политической формой организации общества на конкретной территории. Эта территориально-политическая суверенная организация публичной власти обладает аппаратом принуждения и управления, которому подчинено всё население государства.
Проблематика современных политических государств
Государство существует не с целью построения рая на земле, а с целью того, чтобы жизнь не превращалась в ад. Во всякой политической системе государство - ключевой элемент, лишь оно имеет монополию власти, его сущность - интеграция интересов всех слоев общества, осуществляемая для его сохранности и развития.
Захват власти и применение ее лишь в интересах какой-либо одной общности - религиозной, классовой, этнической - приводит к деформации государства, так как не соответствует ее сущности.
Естественно, любое поколение политиков по-своему оценивает интересы государства, но всякая власть, которая раскалывает общество, не удовлетворяя общие интересы различных слоев населения, в итоговом счете обречена на крушение.
Одна из наиболее опасных деформаций сущности государства - это обращение его в орудие реализации утопической идеи:
- мировой революции;
- мирового господства;
- всемирного исламского государства и т. п.
Политическая сила, которая обладает легитимной властью, определяет направленность развития государства - консервативный, либеральный, этнический, капиталистический, социалистический, религиозный путь или какую-либо их общность. Идеологические взгляды политической элиты, а также иные условия, как внешние, так и внутренние, определяют характер государства: тоталитарный, либеральный и т. п.
Формы политического устройства государства также различны – это может быть республика, абсолютная либо конституционная монархия и т. д.
По структуре государства подразделяются на федеративные, унитарные, конфедеративные. К унитарным относятся государства, которые не обладают какими-то национальными, этническими, или другими образованиями. К ним относятся, к примеру, скандинавские страны, Франция, Финляндия, большая часть государств в Латинской Америки. К федеративным можно отнести Россию, Федеративную Республику Германию, а также США, где каждый штат обладает значительной долей самостоятельности, как и земли в ФРГ. Третий тип государств, конфедеративный, представлен Швейцарией. Швейцарские Кантоны мало зависят по существу от центральной власти.
Политическое государство и общество
Политическое государство и общество взаимодействуют, причем существует несколько вариантов такого взаимодействия. Первый – политическое государство находится под общественным контролем. Второй - политическое государство и общество находятся в равновесии и контролируют друг друга. Третий вариант – когда политическое государство осуществляет контроль над обществом.
Проявление какой-либо вариации взаимодействия политического государства и общества находится в зависимости от соотношения политических сил в государстве, внешних условий, исторических традиций и т. п.
Крушение тоталитарного государства в нашей стране родило иллюзию скорого построения гражданского общества и правового государства. Правовое государство многим виделось действующим на основании законов.
В нашей стране исторические условия изначально требовали сильного государства, поэтому осуществлялся третий вариант пути его построения. В настоящий период существует возможность избрать второй вариант.
Функции политического государства:
- реализация суверенитета, то есть верховной власти над территорией и всеми государственными ресурсами;
- гарантия безопасности и независимости государства;
- обеспечение эффективной деятельности административной и правовой систем, а также местного самоуправления;
- организация денежного обращения.
В целом политическое государство должно обеспечивать общественное развитие, единство и сотрудничество всех слоев общества, невзирая на существующие противоречия и разные интересы. С этой целью государство может их сдерживать, подавлять или преодолевать, применяя целый арсенал средств, находящийся у него в распоряжении.
Особенности политического государства
Сегодня, сталкиваясь с вызовами, выдвигаемыми перед государством политикой глобализации, необходимо не столь выбрать точку зрения на происходящее, сколь достоверно выяснить, какие конкретно происходят изменения. Это предполагает как плюрализм точек зрения, так и осознание факта: исторический тип государства, который впервые возник с Французской и Американской революциями, распространился по всему мировому пространству. После второй мировой войны благодаря процессам деколонизации образовалось третье поколение национальных государств. Данная тенденция продолжилась с развалом советской империи. Национальные государства доказывали собственные преимущества как перед городами-государствами, так и перед современными преемниками старейших империй (последняя из которых, Китай, который сейчас переживает процесс глубочайшей трансформации). Такой глобальный успех национального государства, в первую очередь, связывается с достоинствами современного политического государства как такового.
Рассуждения о политическом государстве, его характеристиках как актора мировой политики, слабости или силе, перспективах взаимодействия с иными её акторами определяются не только умонастроениями исследователя. Их право на жизнь детерминировано практическим политическим значением, а истинность предположила верификацию. Для мировой политики это означает необходимость соотношения не только с теоретическими постулатами, но и с деятельностью и государственными судьбами на арене мира. Косвенным признанием справедливости данного тезиса является уход ждущих понижения и ослабления роли государства на мировой арене от подтверждения собственных суждений на данный счёт опытом определенных государств.